Воспитание дошкольников к чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.

3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.

Вложенные файлы: 1 файл

ириночке.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

Пути реализации данных задач отражены в методических пособиях 3. А. Гриценко (Пришли мне чтения доброго. — М., 1999—2001: Положи твое сердце у чтения. — М., 2000; Ты детям сказку расскажи. — М., 2003). Автор говорит о необходимости ежедневного чтения детям (не менее 30 минут в день). 3. А. Гриценко предлагает не только план проведения еженедельных занятий по детской литературе, указывает общие задачи, но и приводит конспекты занятий, тематика которых весьма разнообразна.

Предлагаются следующие виды занятий:

  • тематическое (приобщение детей к ведущим темам детской литературы);
  • теоретическое (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями);
  • творческое (развитие литературного творчества детей);
  • аналитическое (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).

Автор (что очень важно!) напоминает воспитателю, что такое  эпитет, рифма, сказка, какие виды сказок существуют, при этом рекомендует  соответствующую литературу, к которой  можно обратиться. Это, в свою очередь, существенно облегчает работу воспитателя, так как он будет работать с предложенным материалом не вслепую, а имея необходимые представления о тех нюансах, которые он должен объяснять детям. 
Предлагаются разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: здесь и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения. Также можно предложить детям игры типа «Библиотека», «Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.

Для родителей необходимо оформлять «информационные листки», где сообщается о том, что читали детям в детском саду, и содержатся рекомендации по домашнему чтению.

Особенно хотелось бы отметить необычность подбора литературного  материала. Автор последовательно  и логично представляет литературу разных эпох. Удивительно тонко ставит вопросы к анализу произведений; они обращены к душе ребенка, к  его чувствам. Образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок  ступенька за ступенькой постигает  сложное творение — художественное произведение

Следующая программа - «Чудо, имя которому — детская книга» Авторы Кузьменкова Е.М., Рысина Г.М.

Эта программа направлена на привитие привычки, интереса и любви  к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства.

Основные задачи каждого занятия:

- прививать детям навыки  слушать, слышать и воспринимать  художественные тексты;

- дать возможность наслаждаться  звуком, словом, музыкой стиха;

- помочь увидеть за  словами образ и передать его  в разговоре, рисунке и движении;

- научить сочетать слушание  с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием,  ответами на вопросы, заучиванием,  перевоплощением, разыгрыванием  по ролям.

Приходя в библиотеку, ребенок  встречается с новой для него предметной средой: стеллажи, столы  для чтения и... книги, книги, книги. Кроме  того, здесь его встречают незнакомые взрослые люди — будут ли они  добры, заметят ли, какой я? Приходят незнакомые дети — какие они, можно  ли с ними подружиться? Поэтому на каждом занятии нужно по нескольку раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме просим детей познакомиться с героем книжки — назвать свое имя, радуемся каждому члену семьи, с кем ребенок приходит на занятие.

Деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) дает малышу возможность наблюдать реакцию  ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать  все это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получилось. Радоваться успехам.

Одно из условий, которое  нужно ставить на первом родительском собрании, — обязательное присутствие и участие в занятии любого взрослого члена семьи, включая старших сестренок и братишек. С ними малыши чувствуют себя защищено, становятся более раскрепощенными. Должно пройти время (для каждого ребенка разное), когда отпадет потребность в присутствии "своего" человека. Взрослые на занятии — не только психологические защитники, но и помощники педагога, и одновременно "учащиеся", так как постигают разнообразие детской литературы, узнают новых авторов, знакомятся с литературно-педагогическим анализом текста, приемами работы с книгой.

О приемах, которые используются при каждой встрече, идет разговор с родителями на собрании, а с детьми — на первом занятии с рабочим названием "Введение в систему". Выделим основные приемы, используемые на вводном занятии:

Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька - Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же "Умная собачка Соня" из веселой сказки Андрея Усачева...

Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать  связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают для этого  массу вариантов. Главное, чтобы  этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.

Для группы детей 3 - 4 лет, например, можно взять в помощники домовенка Кузьку из книги Т. Александровой "Кузька", а для группы 4 - 5 лет — Мальчика-Колокольчика из сказки В. Одоевского "Городок в табакерке".

Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

Круг. Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.

Песенки. Это зачин и концовка занятия. Слова и мотив (почти речитатив) должны быть немудреными:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады, мы рады вам! (2раза)

Очень мы рады Ирочке,

Очень мы рады Алешеньке...

Называем каждого, сопровождая  имя улыбкой, и наблюдаем, как  светлеют лица: меня назвали, ко мне  обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущением.

Не расходясь из круга, расцепив руки, мы начинаем работать пальчиками.

Пальчики. Мелкая моторика в наших занятиях — важное звено. Сначала мы поднимаем два пальчика — как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз — получаются ножки. Пальчиками-ножками мы ходим по разным сказкам (по осенней, медвежьей, кукольной — в зависимости от темы занятия). "Прогулка по сказке" — это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия мы работаем с пальчиками несколько раз.

Слушание. Слушание на наших занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха.

Короткие фольклорные  песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.

Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические —  это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с  использованием игрушек, поделок.

Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, "искалочками", сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.

Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. Аудиокассеты с детскими песенками мы включаем до начала и после окончания занятий, используем их при проведении игр. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

Каждое занятие —  это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного  слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого мы в первую очередь используем богатый, отшлифованный  временем фольклорный материал —  шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова.

Фольклорные истоки, как  правило, имеют и литературные произведения, отобранные нами для чтения вслух, для  проигрывания и заучивания. Авторские  стихи и стихотворные сказки также  помогают малышам прививать вкус к родному языку, развивать чутье  к его звуковым красотам.

Прозаические произведения представлены либо сказкой (Т. Александрова), либо лаконичной миниатюрой (Л. Толстой), либо лирическими зарисовками (М. Пришвин). Жанр рассказа используется в программе  редко, что обусловлено возрастными  особенностями восприятия.

Зарубежный фольклор и  литературу мы всегда стараемся давать в лучших переводах детских поэтов (С. Маршак, Я. Аким, И. Токмакова, М. Бородицкая и др.), так как в данном случае слово переводчика влияет на развитие речи, на воспитание литературного вкуса.

Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для  одного-двух. Но в любом случае следует  внимательно отнестись ко всем этапам подготовки.

  1. Отбор книг

Поскольку одна из наших задач — прививать  детям интерес к книге, как  к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить  с изданиями различного формата (от больших красочных сборников  в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с  плотными картонными страницами, звуковыми  эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность  услышать и увидеть лучшие фольклорные  сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий. К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Ясное и д.р.).

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

  1. Литературно-педагогический анализ

Задача педагога — помочь детям глубже понять и  почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к  занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи.

Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:

  1. какие слова и строки следует объяснить или повторить;
  2. где задать четко сформулированный вопрос;
  3. в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;
  4. как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Литературу, предназначенную  непосредственно детям, мы рекомендуем  рассматривать с точки зрения ее доступности для понимания  ребенком. Включая же в программу  произведения "большой" поэзии (Н. Некрасова, А. Фета, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. авторов), следует целиком  полагаться на талант малышей поддаваться  магии ритма, рифмы, художественного  слова.

Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведем несколько примеров:

- для создания веселого  настроения можно использовать  стихотворение М. Яснова "Громкое утро"; для лирического — стихотворение А. Белого "Снега белей...";

- чтобы побудить детей  к сопереживанию, состраданию,  сочувствию, читаем сказки В. Берестова "Больная кукла", К. Чуковского "Айболит и воробей";

- для звукоподражания  слушаем и повторяем фольклорную  песенку "Кисонька-Мурысонька", рассказ Ю. Казакова "Жадный Чик и кот Васька";

- для стимулирования  подражательных движений разыгрываем  с детьми эпизоды из рассказа  Е. Чарушина "Почему Тюпа не ловит птиц" ("Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!"), водим хоровод на слова фольклорной песенки "Мыши водят хоровод";

- для разыгрывания диалогов  разучиваем стихотворение Г. Авдиенко "Зайчик, зайчик, где твой дом?", инсценируем сказку В. Бианки "Лис и мышонок";

Информация о работе Воспитание дошкольников к чтению