Воспитание гуманных отношений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Еще А.П. Усова писала, что уже в старшем дошкольном возрасте деятельность детей все чаще приобретает коллективный характер, возникают первые сообщества. Позднее, основываясь на этом положении, Т.А. Репина выдвигает задачу обеспечения всем детям равного положения среди сверстников. Возникает сложная задача - представить каждого ребенка в его индивидуальности, признать значимость его для всей группы. Особую роль в решении этой задачи такие исследователи как Р.С. Буре отводят оценке педагога, в которой он демонстрирует детям достоинства, лучшие качества сверстника, что влияет на развитие дружеских отношений, а у каждого из них вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, радость от своих возможностей внести что-то новое в сообщество, испытывать радость от успехов других.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема воспитания гуманистических отношений младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия воспитания гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей воспитании гуманистических отношении у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_gumanisticheskikh_otnosheny_v_kollek.rtf

— 1.05 Мб (Скачать файл)

 

Таким образом, 1 - 2 ранг имеет Горбоносов, Шарафутдинов, 3 ранг у Волковой, 4 - 7 занимают Легусов, Михайлов, Сахаров и Тимошенко.

Все остальные имеют неблагоприятный статус.

Индекс группового взаимодействия - 23%

Конфликтность - 28%

Взаимность - 51%

Коэффициент предпочтений - 0,39

Положительный индекс эмоциональной экспансивности имеют 93,3% детей в группе, отрицательный - 6,6% детей.

Выделяются три субгруппы:

  1. Волкова, Изыгашева, Тимошенко, Юрьева. Лидер - Тимошенко.
  2. Легусов, Михайлов, лидер Михайлов
  3. Сахаров, Шарафутдинов. Лидер Шарафутдинов.

Конфликтные пары:

Завацкий - Козлов

Завацкий - Юрьева

Козлов - Шарафутдинов

Масюков - Сахаров

Тимошенко - Филлипов

Филлипов - Юрьева

Наибольшее количество положительных выборов у:

Михайлов

Шарафутдинов

Козлов

Отрицательных:

Изыгашева

Завацкий

Козлов

Социометрические матрицы по методикам представлены в приложении.

На данном этапе перед нами встала задача - проанализировать практику обучения русскому языку в начальной школе с целью определения, какое место занимает обучение вежливости на уроках русского языка.

На первом этапе нами был проведена беседа с руководителем методического объединения начальных классов школы № 56 Е.П. Васильевой, вопросы к которой представлены ниже:

  1. Происходит ли обучение вежливости на уроках русского языка в начальной школе?
  2. Если происходит, то является ли эта работа систематической и целенаправленной?
  3. Какие формы и приемы работы используют учителя для обучения вежливости?

В ходе беседы было выявлено, что обучение вежливости на уроках русского языка в данной начальной школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, т.к. приоритетом работы учителей является формирование отношения к языку как к ценности. Кроме того, в школе проводятся уроки «Этическая грамматика» по Л.С. Шемшуриной, а в четвертом-пятом классах ведется курс «Риторика» (авторская разработка учителя русского языка и литературы). Поэтому учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. В основном же обучение вежливости в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.

Далее нами было проведено анкетирование педагогов, в котором участвовало 20 педагогов начального обучения, обобщенный анализ которого представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Изучение деятельности учителей начальной школы по обучению вежливости на уроках русского языка, (%)

 

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Затруднение при ответе

Обучаете ли вы детей вежливости на уроках русского языка

100

-

-

Проходит ли это обучение целенаправленно и систематически

-

50

50

Занимает ли обучение вежливости важное место в преподавании русского языка

-

100

-

Возникает ли обучение вежливости только при соответствующем содержании текстов упражнений и заданий

100

-

-

Планируете ли вы целенаправленно задания и упражнения по обучению вежливости на уроках

-

80

20

Считаете ли вы, что ваши ученики нуждаются в специальном обучении нормам речевого этикета в процессе целенаправленного обучения

100

-

-

Согласны ли вы с мнением, что уроки русского языка предоставляют большие возможности в обучении вежливости младших школьников

100

-

-

Планируете ли вы в дальнейшем обучать вежливости учащихся начальной школы на уроках русского языка

50

-

50


 

Таким образом, результаты анкетирования показали следующее:

      • учителя начальных классов, считают, что обучение вежливости на уроках преподаваемого ими русского языка происходит;
      • при этом обучение вежливости не носит систематического и целенаправленного характера;
      • обучение вежливости, по мнению учителей начальных классов, не является важным в процессе обучения русскому языку;
      • обучение речевым этикетным нормам возникает только при соответствующем содержании и тематической направленности учебных текстов и упражнений;
      • в процессе планирования урока внимания обучению младших школьников вежливости учителя не уделяют;
      • при этом все учителя считают, что младшие школьники, которые обучаются в данной школе нуждаются в целенаправленном обучении вежливости;
      • все учителя согласны с мнением, о том, что уроки русского языка предоставляют широкие возможности в обучении вежливости младших школьников;
      • кроме того, в ходе анкетирования выяснилось, что проекты обучения вежливости на уроках русского языка в дальнейшем существуют у половины учителей начальных классов.

Далее нами был разработан и проведен тест на владение нормами вежливости для учеников начальной школы.

Тест «Владеешь ли ты нормами вежливости?»

1. Какие слова называют вежливыми:

    • те, которые могут обидеть другого;
    • те, которые демонстрируют уважение к другому человеку;
    • те, которые говорят взрослым.
  1. Какие из этих слов являются словами вежливого приветствия:
    • Здравствуйте!
    • Здорово!
    • Салют!
  1. Почему вежливые слова называют волшебными:
    • потому что их используют для волшебства;
    • они помогают в общении с другими людьми;
    • потому что так говорят только в сказках.
  1. Какие слова используют, чтобы отблагодарить другого человека за услугу:
    • спасибо
    • ты молодец
    • здрово
  1. Какие слова правильно употребить при прощании:
    • до свидания
    • пока
    • бывай
  1. Какое слово употребляют, если нужно обратиться с просьбой:
    • дай
    • слушай
    • пожалуйста
  1. В каких случаях говорят «Извините, пожалуйста»:
    • если нужно обидеть кого-нибудь
    • когда ругаются
    • когда просят прощения за причиненное неудобство или вред
  1. Кому нужно всегда говорить «здравствуйте»:
    • незнакомым людям;
    • знакомым людям;
    • милиционеру
  1. О каком человеке, говорят, что он вежлив:
    • о том, кто никогда не употребляет вежливых слов в речи;
    • о том, который иногда употребляет вежливые слова при общении с другими людьми;
    • о том, который всегда пользуется в общении вежливыми словами.
  1. Что делает вежливый человек:
    • благодарит за услуги;
    • прыгает через скакалку;
    • грамотно пишет

Обработка результатов:

За каждый правильно отвеченный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

Высокий уровень: 7 - 9 баллов

Средний уровень: 3 - 6 баллов

Низкий уровень - менее 3 баллов

В тестировании участвовали учащиеся 1, 2, 3 и 4 классов. Всего количество обследованных детей - 80 человек (по 20 человек в каждой возрастной группе).

Результаты выполнения теста обобщены в таблице 2.

Таблица 2

Обобщенные результаты изучения уровня владения речевыми этикетными нормами, (%)

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 класс

-

40

60

2 класс

10

50

40

3 класс

25

55

20

4 класс

30

65

5


 

Графически результаты обследования представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты изучения уровня владения речевыми этикетными нормами учащихся начальных классов

 

Как можно отчетливо проследить на рисунке, уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, что говорит о том, что работа по обучению вежливости в школе ведется. Мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении, однако за период обучения происходит существенный сдвиг в овладении нормами вежливости, что показывают результаты тестирования второклассников. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но думается, при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты были бы еще выше.

2.2 Формирующий эксперимент

 

Воспитывать вежливость можно начиная с первого года обучения, например, включая в уроки русского языка и развития речи такие упражнения.

1. Прослушайте магнитофонную запись разговора сына (дочки) с мамой.

-Доброе утро, сынок! Время вставать.

-Доброе утро, мамочка!

Зачем люди начинают свой день этими словами? Почему их называют вежливыми? Какие вежливые слова вы слышите на протяжении дня? А употребляете ли их сами? Умеете ли правильно использовать эти слова?

2. Рассмотрите рисунки. (Учитель предлагает несколько сюжетных иллюстраций: 2 друга здороваются, ученик приветствует человека пожилого возраста, школьник приветствует учителя). Какими приветствиями вы озвучите каждый из этих рисунков? (Добрый день! Здравствуйте! Доброе утро! Привет!) Объясните, почему?

3. Посмотрите на эти рисунки (на одном из них ученик пробегает мимо учителя, бросая на ходу: “Привет!”, на другом - почтительно приветствует педагога словами “Доброе утро!”) Кого из мальчиков вы считаете воспитанным? Почему?

На материале таких заданий необходимо показать, что формами “Доброе утро!”, “Добрый вечер!”, “Здравствуйте” пользуются все - и взрослые, и дети, словами же “Привет!”, “Салют!” могут приветствовать друг друга только близкие между собою сверстники, товарищи, друзья. Две последние формы употребимы только среди молодёжи, к старшим обращаться таким образом недопустимо. Это говорит о невоспитанности. А вот взрослые употребляют “свои” слова и обороты, например: “Доброго Вам здоровья!”, “Моё Вам почтение!”, которыми пользуется большинство людей пожилого возраста. Среди учеников и молодёжи такие формы неупотребимы.

На одном из следующих этапов работы выясняется специфика употребления таких слов, как “благодарю”, “спасибо”, “пожалуйста” и др. Работу можно начать с чтения стихотворения “Волшебные слова”:

Ко всем сердцам у всех людей

Есть ключики свои.

Мы пользуемся ими очень часто.

- И что за ключики? -

Конечно, спросишь ты.

- Волшебные слова -

“Спасибо” и “пожалуйста”.

Вопросы и задания.

Какие слова в тексте были названы волшебными?

Почему их считают ключиками ко всем сердцам?

4. Рассмотрите рисунок (одна ученица даёт другой тетрадь; мальчик помогает нести бабушке ведро с водой).

Как вы думаете, что сказала одна девочка другой при этом?

5. Озвучьте картинку. (Оля, я забыла дома тетрадь. У тебя нет лишней? - Возьми, пожалуйста. - Спасибо!).

6. Что мог сказать мальчик, и как его отблагодарила бабушка? (“Позвольте (разрешите), бабушка, я вам помогу. - Пожалуйста, мне, действительно, тяжело. Спасибо тебе, мальчик. Какой ты внимательный и добрый!)

Информация о работе Воспитание гуманных отношений у младших школьников