Воспитание в семье ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества приобретаются в семье.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-2.docx

— 98.26 Кб (Скачать файл)

 

       В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.[23]

 

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. 

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого происходит развитие родной, разговорной речи ребёнка.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения: следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

 

          Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми. Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.[28]

Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности расширять свои познания об окружающем, узнавать что - то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать ему определённые условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей. То есть надо не просто сидеть рядом с ребёнком, а общаться, вместе пользоваться игрушками, разговаривать с малышом и добиваться от него ответной реакции на свои слова и действия. Есть очень важное средство  развития речи ребёнка – это стимуляция мелкой моторики. Проще говоря, вы должны развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша.  Чем лучше он овладевает движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы различных размеров и форм, игры и т.д.[35]

С момента рождения ребёнка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций малыша - реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. За состоянием слуха ребёнка нужно следить очень внимательно и стараться избежать вредных воздействий на него. Обязательно развивать способность малыша слышать.

 Качество речи –  показатель интеллектуального и  эмоционального развития человека, поэтому родители обязательно  должны стимулировать речевые возможности ребёнка, создать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращённую к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.  Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом  («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).

 

       Во время игр  с ребенком учить его правильно  произносить звуки, разговаривать (используя  речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных  предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки.) Некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.

 

       Рассматривать  предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные  рассказы по ним. Повторять рассказы  по вопросам взрослого. Посадить ребенка перед окном и сесть рядом с ним, или просто взять  его к себе на колени. Начать  беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Спросить малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «машина», спросить: «Где едет машина?» Постоянно стараться  поддерживать у вашего малыша желание разговаривать. Найти в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели. Показывать эти картинки ребенку и напоминать  ему о том, о чем вы уже разговаривали раньше.

Раскрыть  альбом с фотографиями членов семьи. Показывать  фотографии ребенку и по отдельности называть  каждого, кто изображен на них: мамочка, папочка, дедушка и т.д. Разложить фотографии на столе и попросить  малыша найти среди них маму или папу или еще кого-нибудь. Взять  одну из фотографий и спросить: «Кто это?» Что бы он не ответил, обязательно дать  правильный ответ. Опять посмотреть   вдвоем все фотографии и, когда будет  установлено  «кто есть кто», рассказать            что-нибудь о каждом из членов семьи. Например: «Папа тебя очень любит» и т.д.[7]

 

 Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.

 

       Активизировать  в речи слова, обозначающие качества  и свойства предметов в различных  видах детской деятельности (трудовые  поручения, самообслуживание, изобразительная  деятельность, художественный труд, наблюдения и др.). Рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева — деревянный, из кирпича — кирпичный и др.).[33]

Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных мероприятиях, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т. п. Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).[32]

На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого труда родителей, а также труда самого ребёнка.

Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей.  Радости оттого, что ему хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.

 

 

 

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели сейчас основные положения в семейном воспитании. Следование этим положениям в известной мере позволит воспитать ребёнка правильно и всесторонне развитым. Было бы ошибкой считать данные рекомендации какими-то откровенными, незыблемыми в веках и гарантирующими воспитание прекрасных детей. Данные установки не являются застывшими догмами, они изменяются и уточняются с учётом современных концепций и взглядов на воспитание детей. Незыблемым остаётся сам принцип воспитывать своих детей, только искренний, душевный подход к воспитанию детей может дать требуемый результат…  

 

 

                                                              

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Антонов, А.И. Социология семьи  [Текст]: Учебник/ А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.:  2005. - С 640

 

2. Авдеева, Н.Д.  Роль матери и отца в развитии ребёнка в раннем возрасте [Текст] / « Дошкольное воспитание». – 2005. - № 7 . С.117- 122 .

 

3. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике[Текст]: Учеб.пособие.-

    СПб.: Питер, 2003. – С.132

 

4. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке [Текст]:                  

    Дошкольное воспитание, 2000. - №1. – С. 8-11.

 

 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/Под редакцией В.В.

     Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- C. 420

 

6. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого  

     появления  сознания до школьного возраста. [Текст]: Хрестоматия.   

     Учебное пособие  для студентов высших пед. учеб заведений / Сост. П. А.  

     Лебедев. –  М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С. 408

 

 7. Герасимова, А. С.  Уникальное руководство по развитию речи. [Текст]:  –

     М.: Айрис  Пресс,  2003. – С 160.

 

 8. Горбунов, В.В. Папа, мама и я. [Текст]: - М.: 2009. – С.143

 

9. Галагузова, Ю.Н, Ган, Н. Ю, Казаева, Е.А. Методика и технология работы социального педагога с семьёй[Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Шадринск.: ШГПИ, 2003. – С.136

 

10. Зырянова, С.М., Каратаева, Н.А., Киселёва, Г.М., Лашкова, Л.Л. Социально- нравственное воспитание детей дошкольного возраста[Текст]: Учебное пособие / С.М. Зырянова[ и  др.] ; Шадр. гос. пед. ин-т. – 3-е изд., испр. и доп. – Шадринск : ШГПИ, 2011. – С. 217

 

11.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С.320

 

12.  Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание[Текст]:   

 Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 232

 

13.  Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: Учебник/ Вайндорф –

 Сысоева, М.Е. – М.: 2004. – С. 215

 

14. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.320

 

15. Каптерев, Родители и дети . [Текст]: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб заведений / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С. 408

 

16. Кузьмишина, Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты           и     требования [Текст]: - М.: МОСУ, 2006.

 

17. Карцева, Л. В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй    

[Текст]: Учебное пособие / Л.В. Карцева. – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 224

 

18. Никитин, Б. П. Резервы здоровья наших детей. [Текст]: - М.: 1990. – С.186

 

19. Организация работы с родителями  в условиях современного детского сада. [Текст]/Автор  - составитель: Кильдышева, И.А. ст. препод. кафедры дош. и нач. образования ТОГИРРО. Практико-ориентированное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. –Тюмень.: ТОГИРРО, 2011. – С. 66  

 

20. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании

      дошкольников. [Текст]:  – М.: 1990. – С.178

 

21. Основы семейного воспитания,  под ред. Сергеевой,  В.Н.[Текст]: – М.:               2010 . С. 156.

 

22. Острогорский, А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение [Текст]: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб заведений / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С. 408

 

23. Павлов, И.С. Настольная книга родителей [Текст]:- М.: 2009. – С.224

 

24. Подласый, И.П. Педагогика. 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый,  М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. – С. 365

 

25. Припузов, Н. М. Физическое воспитание в семье. [Текст]: - Журнал Физическая культура в школе. 2012. - №2. – С.58-60

 

26. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии [Текст] под ред. Смирнова, С.А. 2000. – С.512

 

 

27.Рунова, М.С.  Помогите ребенку укрепить здоровье [Текст]

// Журнал «Дошкольное воспитание» - №9 – С. 2004

 

28. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3-4 лет [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост.: Н.Л. Костромина, Л.С. Кравченко,

Информация о работе Воспитание в семье ребёнка