Воспитание в семье ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества приобретаются в семье.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-2.docx

— 98.26 Кб (Скачать файл)

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности

 доверять, любить, принимать любовь. Роль матери настолько велика, что уже есть много подтверждённых экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с её чувствами, переживаниями, запоминается, ребёнком как собственный опыт и в последующем будет производиться в своей жизни.

То, что и как мать говорит, выражает эмоции, записывается в памяти ребёнка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Прежде всего, у ребёнка появляется потребность в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой эмоциональной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребёнок – плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически всё более самостоятельным, он долго ещё будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в её ласках. И всю свою  жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в её любви. Он - прежде всего прямое физическое её продолжение и уже потому, его психологическая зависимость то неё – органическая.

Мать особо ответственна за формирование чувств доверия в ребёнке к себе, миру, другим людям.

Изъяны в отношениях с матерью вызывают защитную реакцию, которая будет препятствовать, человеку получить то, в чём он нуждается. Если мать не умеет сочувствовать и проявлять терпимость, в дальнейшем у человека может выработаться схема, которая будет препятствовать, ему принимать сочувствие от других. Такой человек будет обвинять людей, что они черствы и холодны к нему.

 Огромна роль матери  в жизни сына.

Мать вкладывает в мальчика своё понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.

В воспитании дочери мать должна помнить что, однажды её дочь будет следовать её примеру, а не советам.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребёнка и поэтому очень важно, чтобы мать была настоящим образцом для своих детей.[2]

  Существует несколько типов матерей:

1) Профессиональная мать – эта мать в первую очередь существует для детей. Она варит, чистит, содержит всё в идеальном порядке.

2) Кукольная мать –  любовь этой матери распространяется  только на маленьких детей. Она  любит своих детей и занимается ими, пока они малы и беспомощны. Как только они вырастают, мать лишает их своей близости. Она отстраняется от них.

3) Мать – жертва –  эта мать воспитывает своих  детей очень тщательно. Она придаёт большое значение тому, чтобы быть хорошей хозяйкой. Она жертвует своей свободой и своим временем, и не думает о самой себе. В своём самопожертвовании она счастлива и пренебрежительно относится к своим собственным интересам. Позднее развивается  потребность  в благодарности со стороны своих детей.

4) Сверхосторожная мать – она пытается убрать с пути детей  все трудности и опасности. Плохое, опасное она видит буквально во всём и чрезмерно тревожится.

5) Чужая мать – эта  мать не показывает своим детям, что она их любит. Она консервирует  свою любовь.  Часто она целует  детей потихоньку, когда они спят. Её стиль воспитания точный  и доведённый до совершенства.

6) Ходячий книжный шкаф  – эта мать рассматривает своего  ребёнка, как свой долг. Она его  воспитывает по плану и по  книгам. Она сверхточная, но ей  не хватает близости и любви.

7) Ревнивая мать – когда  дети начинают отдаляться от  родительского дома и становятся  самостоятельными, мать такого типа  начинает терять спокойствие, она  начинает казаться себе не  нужной и упрекает детей в  неблагодарности. Для того чтобы  сохранить свою доминирующую  позицию, она продолжает критиковать  своих детей, когда они уже  давно выросли. Она контролирует  одежду, внешний вид, друзей и  домашнее хозяйство своих детей.

8) Мать – подруга –  товарищ своих детей, полная противоположность  «чужой матери». Она вникает в  нужды детей, идентифицирует себя  с ними и не может сказать  им «нет». Воспитание она отодвигает «на потом».

9) Временная мать –  из-за профессиональной активности  и других занятий матери воспитание  детей оказывается запущенным. Временная  мать пытается это компенсировать, когда вечером приходит домой. Она осыпает детей ласками  и игрушками.

Как показывает опыт, все эти типы матерей, в свою очередь являются результатом различных ситуаций и стилей их собственного воспитания. Так, различные типы  матерей можно соотнести  с тремя формами воспитания, а именно:

- воспитание с преувеличенным  акцентированием вторичных способностей  – «тип ходячего книжного шкафа», «чужая мать»;

- наивно-первичное воспитание  – типы «профессиональной», «кукольной матери», «матери – жертвы», «сверхосторожной матери»:

-двойственное воспитание  – «временная мать», «ревнивая мать», «мать – подруга».[19]

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей.

Согласно М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детёнышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всём мире.

Исторически развитие института  отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость  её наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец. Наиболее распространённой до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец – кормилец, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни.  Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов  всегда был на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимал важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности. [2]

В современном мире происходят изменения с семьёй в обществе. Если раньше женщина зависела от мужа социально и экономически, то теперь во многих семьях ответственность за материальную сторону берут на себя женщины, они создают высокую конкуренцию мужчинам  на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины всё больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций. Поэтому новая модель отцовства подразумевает участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребёнком.  Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнёры.

Отцовская любовь не является врождённой, а формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка. В ребёнке для отца воплощена возможность продолжения рода, ведь по традиции мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода.

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности.  Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. Такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них тёплые, разносторонние взаимоотношения.

При нормальных условиях воспитания отец значительно влияет на половую идентификацию ребёнка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания – следовательно, воздействует на формирование  половой    идентичности.    Как     замечает

И.С. Кон, пассивные, отстранённые отцы оказывают незначительное влияние  на формирование собственно мужских черт у своих сыновей.

Психиатр Р. Кемпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Отец  способствует  формированию у дочери позитивной самооценки, выражая  одобрение её действиям, способностям, внешности.

В наши дни любовь отца к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Отец не просто кормилец – это человек, который открывает ребёнку мир, помогает ему расти умелым, уверенным в себе.  [37]

Есть одна негативная черта нашей традиции воспитания – преобладание порицаний над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом  видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребёнка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «не правильного», «плохого» поведения (в отличие от матери) низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребёнок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных  оценок своих способностей и умений.[17]

С воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребёнку запрещают что-либо, он узнаёт чего не надо делать, но ещё не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием, какого-либо действия необходимо показать ребёнку положительный образец. 

Однако, даже ругая и наказывая ребёнка, отец наносят его сомовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Хороший отец выступает в роли  консультанта своего ребёнка по всем вопросам. Также он устанавливает  для малыша границы безопасной деятельности и помогает приспособиться к социальным требованиям. Создаёт среду, стимулирующую  и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребёнка,  побуждает его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение отца будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.[16]

 

Материнская и отцовская любовь  к детям проявляются по-разному. Поэтому рассмотрим, какие бывают типы отцов:

1) Ангел терпения – наивный отец отходит от проблем своих детей, однако заботится о них и проявляет эмоциональную близость.

2) Теоретик – его сильная  сторона – слова, дела – не для него. Он воспитывает в духе теории. На неповторимость личности ребёнка он обращает мало внимания.

3) Упрямый отец – его  дети должны работать, а не  играть. Он хочет, чтобы они чего-то  достигли и имели успех. Его  воспитание упорно настроено  на достижения. Упрямый отец сам  решает, что ребёнок должен делать, а чего он  не должен делать, и не оставляет ребёнку ни  свободы, ни времени ни времени  для занятий по его выбору.

4) Диктатор – он воспитывает  не детей, а солдат. Его строгая  дисциплина требует беспрекословного  послушания; он энергично претворяет  в жизнь порядок, старательность и пунктуальность. Он часто в глубине души бывает добрым, но не умеет сочетать в воспитании строгость и мягкость. Отец-диктатор следит за тем, чтобы его приказам следовали точно, однако оставляет детям некоторую свободу действий.

5) Волшебник – он предоставляет детям полную свободу и разрешает им всё, если это удобно ему. Дети смотрят на него, как на товарища по играм, в то время как матери при такой позиции  приходится очень страдать.

6) Суверенный – он обращается  с детьми как с взрослыми. Он  их не хвалит и не порицает. Он считает, что может воспитывать детей одним своим присутствием и что исполняет свой долг воспитателя, находясь при детях в роли «безмолвного слуги».

Различные типы отцовства также могут быть сведены к трём формам воспитания мальчиков:

- преувеличенное акцентирование  вторичных способностей – «теоретик», «диктатор», «упрямый отец»;

-наивно-первичное воспитание  – «ангел терпения»;

- двойственное воспитание  – «волшебник», «суверенный»;

Можно предположить, что большинство родителей имеют в прошлом двойственное воспитание, однако отцы в своей роли больше склонны к преувеличенному акцентированию вторичных способностей. Переоценка первичных способностей больше характерна для роли матери.

Информация о работе Воспитание в семье ребёнка