Воспитание в семье ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества приобретаются в семье.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-2.docx

— 98.26 Кб (Скачать файл)

Семью укрепляют общие дела и заботы. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно – образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса. Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы).[12] 

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.[25] 

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.[18] 

Закаливание. Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.[27]

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Что происходит в организме при закаливании?   Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. 

Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160 до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной  марлей. 

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез. 

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами. Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом. 
 
   По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что снижает ее эффективность. Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн, который может применяться дома.    

Основой здорового образа жизни является рациональный режим дня. При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности физиологических систем организма, формируется динамический стереотип, на поддержание которого требуется все меньше напряжения. При организации режима учитывают колебания работоспособности на протяжении дня. Не рекомендуется проводить тренировочные занятия сразу после пробуждения от ночного или дневного сна, особенно при их направленности на развитие координации движений, быстроты и силы, а также перед сном. [12]

Соблюдение всех рекомендаций и правил физического воспитания, будет способствовать правильному развитию, крепкому здоровью, что послужит повышенному интересу ребёнка к труду. Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердии ребёнка. Одно из средств самоутверждения личности.

 У маленького ребенка потребность в деятельности очень велика, вопрос «Мама (папа, бабушка), можно я буду тебе помогать?» звучит постоянно. В условиях семьи трудовые обязанности дошкольников могут быть очень разнообразны (по сравнению с детским садом). Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и пр. Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье (Г.Н. Година, Д.В. Сергеева). Начиная      с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности:   поддерживать     порядок     в    игрушечном «хозяйстве», поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол и др. Обязанности детей 5-6 лет расширяются: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, следить за наличием мыла, зубной пасты, которыми пользуется вся семья, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кормушку для птиц и т.д. Все это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.[22]

Обучение всякому домашнему делу можно разделить на три ступени.

1) вы и ваш ребёнок занимаетесь им вместе.

2) ребёнок делает всё сам, но под присмотром или при напоминаниях.

3)он принимается за работу по собственной инициативе.

Домашние заботы, которые выглядят достаточно простыми для нас, - такие, как уборка в комнате, могут оказаться сложными для ребёнка. Чтобы приняться за такую работу он должен сначала посмотреть на разбросанное и мысленно всё рассортировать по местам. Поэтому когда ребёнок убирает свою комнату, мать садится рядом и направляет его действия: «Отлично, начнем с одежды. Уберём  сначала её. Ну, куда её положить? Хорошо, теперь уберём твои игрушки». Мать рассматривает элементы беспорядка один за другим до тех пор, пока в комнате не воцарится порядок.[8]

Шансы на сотрудничество с ребёнком значительно возрастают, если вспомнить о факторе занимательности. Сделать задание таким привлекательным, чтобы ребёнок захотел включиться в него. Мать убиралась в чулане, выбрасывая старые вещи, и сказала стоявшему рядом сыну: «Да, это так забавно! Я чувствую себя замечательно, когда избавляюсь от хлама!» Ей недолго пришлось ждать, прежде чем тот спросил её: « Чем я могу помочь?»

Усилия, которые вы предпримете для того, чтобы вовлечь ребёнка в ритм домашних забот, многократно окупятся, когда ваш маленький помощник станет большим помощником. И это произойдет не в столь уж далеком будущем, как можно было бы  подумать. [16]

 Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Радует ребят доверие старших, они гордятся, когда им поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда малыша включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых — у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

 

     Но взрослым  следует иметь в виду, что повседневность  придает детскому труду будничный  характер. Одно дело выполнить  поручение в первый раз: впервые  попросили ребенка шести лет  купить хлеб - поручение выполнено  с готовностью, ребенок вырос  в собственных глазах. Но когда  эту обязанность надо выполнять  каждый день, радость постепенно  угасает, желание ежедневно ходить  за хлебом может пропасть. Придется  находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность  не стала обременительной для  ребенка. Иногда мать, накрывая стол  к обеду, скажет: «Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня  Алеша». В другой раз даст более  сложное задание: купить не только  хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за  вечерним чаем, отец выразит удовольствие  при виде этих булочек и  еще больше обрадуется, узнав, что  это сын ходил в булочную.[31]

 

    Любят дети подготовку  к праздникам. Вы начинаете праздничную  уборку квартиры, продумайте возможное  участие в ней и ребенка. Дети 3—4 лет могут протереть влажной  тряпочкой свои кубики, полочку  для игрушек, аккуратно расставить  на ней свои игрушки, помочь  маме протереть листья растений, помыть подоконники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом последить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой... Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у старшего дошкольника есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким.

 

    Вот как об  этом рассказывают сами дети: «Я одеваю сестренку, гуляю с ней»; «Мою братишке лицо и руки»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе».

 

   Заметим, что  в этом случае ребенку легче  почувствовать себя большим, покровительство  по отношению к младшим возвышает  его в собственных глазах. Круг  дел, которые взрослые поручают  дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям  хочется поиграть со своими  сверстниками, у них есть свои  интересы, свои интеллектуальные  потребности, которые должны удовлетворяться  в процессе общения со старшими  и сверстниками, в совместных  играх, наблюдениях, занятиях. Как только  эти детские потребности начинают  ущемляться, забота о маленьких  становится для дошкольников  обременительной обязанностью и  иногда приводит к изменению  отношения старших дошкольников  к их младшим сестрам и братьям.

 

    Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. «Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Настенькой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел»,— говорит мальчик. «Помогаю маме приносить тяжелые вещи», — говорит мой воспитанник (6 л. 2 мес). А вот извечная помощь маленького человека старшему: «Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку». Заботятся дети о животных, о растениях: «Кормлю кролика», «Вожу гулять свою собаку», «Цветы поливаю», «Хомячков кормлю». Но иногда забота ребят 6—7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: «Кладу куклу спать, кормлю ее»; «С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним». Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.

Информация о работе Воспитание в семье ребёнка