Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.docx

— 72.69 Кб (Скачать файл)

      Наглядность в обучении

      Могучим средством достижения сознательных и прочных  знаний Толстой считал наглядность. Использование средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места, постепенного усложнения и разнообразия форм. Толстой резко выступал против предметных уроков, считая их чисто формалистическими методами применения наглядности, не опиравшимися на внутреннюю систему и потому не имевшими никакого положительного влияния на учеников. Наглядность, если подходить к ее применению формально, не спасет учеников от зубрежки, от незнания действительного положения вещей и явлений, даже от умственного отупения. Учитель, справедливо заметил Толстой, знакомит учащихся только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, продвинуться в своем развитии.

      Рассказ-рассказывание

      Значительное  место среди  методов  обучения, активизирующих учебный процесс, занимает “рассказ-рассказывание”. Описывая активность учеников, Толстой отмечал, что каждому хотелось вставить свое слово, каждый жадно следил за рассказчиком, не пропуская ни единой ошибки. В “Азбуке” Толстой рекомендовал учителям заставлять детей не только рассказывать содержание, но и делать выводы,  которые вытекают из басни, притчи, занимать определенную нравственную позицию. В активизации учебного процесса исключительно большое значение имели рассказы, написанные самим Толстым, или же произведения других писателей, переработанные им.

      Методика  эмоциональных воздействий

      Толстым создана целая  методика разнообразных  эмоциональных воздействий  на учащихся, которая  широко использовалась им для пробуждения  интереса к истории  и активизации  мыслительной деятельности школьников. «Я начал с Александра 1, рассказал о французской революции, об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне, окончившейся Тильзитским миром». Рассказ учителя о событиях войны продолжался до позднего вечера. Эмоциональное возбуждение ребят Лев Николаевич умело направлял в русло познавательной деятельности. Толстой добивался активизации учебного процесса и в преподавании рисования.

      Ситуация  затруднения

      Иногда  Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию  затруднения” как  средство активизации  мыслительной деятельности учащихся, причем создавались  такие условия, при  которых путем  комбинирования известного предполагалось нахождение нового. В “Общих замечаниях для учителя” Лев Николаевич рекомендовал давать ученику как  можно больше сведений и создавать условия  для большего числа  наблюдений по всем предметам; стремиться вызывать эти наблюдения.

      Индивидуальный  подход к  учащимся

      Известно, что в активизации  учебной работы большое  значение имеет индивидуальный подход к учащимся. В этом отношении особый интерес  представляет его рассказ о двух школьниках - Марфутке и Савине. Марфутка была очень стеснительной, а Савин, несмотря на свои математические способности, не умел рассказывать. Эти недостатки Толстой объяснял страхом перед учителем, недоверием к себе, оскорбленным самолюбием. Индивидуальный подход к ученице Марфутке и ученику Савину, правильно проведенная диагностика привели к тому, что дети были выведены из состояния забитости и молчания. Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он чутко прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, устанавливал психолого-педагогические причины их ошибок, проникал в интимные переживания школьников. Он изумительно точно раскрыл такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.

      Особое  внимание в вопросах дидактики Толстой  уделял активизации  учебного процесса. На основе экспериментов  в Яснополянской  школе, изучения работы школ в России и  за рубежом Толстой  убедился, что традиционно  используемый набор  методов и приемов  обучения часто неадекватен  возрастным и психическим  особенностям детей, в связи с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки  и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! 
     

20. К.Д. Ушинский –  основоположник отечественной  педагогической науки.

      Константин  Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.), пожалуй, самая заметная фигура в истории  отечественной педагогики.

     Уроженец  Тулы, он получил начальное воспитание в имении родителей в Черниговской губернии, затем обучался в Новгород-Северской  гимназии, после которой поступил на юридический факультет Московского  университета и блестяще окончил  его в 1844 г.

     Общественно-педагогической деятельностью Ушинский начал заниматься с 1846 г., с момента получения должности  и. о. профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с  преподавательской деятельностью  вел и большую научно-теоретическую  работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья "О камеральном  образовании").

     Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики.

     Как известно, любая наука, также как  и любая педагогическая система  или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте.

     Для Ушинского педагогика это, прежде всего  наука о воспитании, а воспитание - целенаправленный процесс формирования "человека в человеке".

     При создании своей педагогической системы  Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а, следовательно, и педагогическая наука, должны согласовываться  и отвечать жизненным интересам  русского народа.

     Видя  главную цель воспитания в духовном развитии человека, большое значение Ушинский придает религии, считая, что  лучшие характерные черты русской  народности рождены православием, а  потому сближение религиозного и  светского образования должно стать  одной из важных задач отечественной школы.

     Большое значение в деле воспитания Ушинский отводил и труду.

     Значителен  вклад Ушинского и в разработку дидактических проблем.

     Ушинский  был сторонником классно-урочной  системы обучения.

     Процесс обучения, по его мнению, проходит через  две основные стадии. Первая стадия включает в себя три ступени: на первой ступени под руководством учителя  происходит живое восприятие учащимися  преподнесенного им предмета или  явления; на второй ступени ученики, опять же под руководством учителя, вырабатывают предварительные представления  и мнения о полученных ранее образах  предметов и явлений путем  их сравнения и сопоставления; на третьей ступени учитель дополнительно разъясняет новый материал, отделяет главное от второстепенного и сводит полученные знания в систему. На второй стадии обучения происходит совместное обобщение учителем и учениками изученного материала с последующей самостоятельной работой по закреплению новых знаний и навыков.

     Для лучшего закрепления изученного материала Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже  видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что  когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.

     Ушинский  большое внимание уделял организационному построению урока и выделял различные  его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия.

     Огромное  внимание в своих трудах Ушинский уделял личности учителя, который, по его  мнению, должен не только учить, но и  воспитывать, т.е. быть педагогом. Он требовал от него образованности, любви к  своему делу и постоянного стремления к повышению педагогического  мастерства. В ряде научно-педагогических работ и специальных документов Ушинский представил развернутую научно-обоснованную программу подготовки учителя в  системе учительских семинарий  и на педагогических факультетах, которые  рекомендовал открывать в каждом университете. 

10. К.Д. Ушинский –  реформатор отечественной  народной школы.  «Родное слово»  К.Д. Ушинского  как книга для  первоначального  чтения детей и  как методическое  руководство для  начального обучения.

      В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и вопрос о школе, о её роли и её задачах.

     Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что организованное и целеустремлённое воспитание имеет решающее значение для формирования личности человека.

      К.Д. Ушинский отмечал, что для организации  народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу.

      Считая  необходимым, устранить опеку министерства просвещения над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено  самому населению, имел при этом в  виду не только органы земского самоуправления, но и городского, а также сельские общества, различные демократические  общественные организации и частную  инициативу отдельных представителей демократической интеллигенции.

     Ушинский  был уверен, что школа, построенная  на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жизни народа, а хорошо поставленное народное образование  будет влиять на поднятие уровня экономической жизни.

     Исходя  из такого значения народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста.

     Создание  народных школ он считал «самым государственным  вопросом» и рассматривал народную школу как первую ступень дальнейшего  развития народного образования.

     Обязательному обучению Ушинский придавал большое  значение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны.

     К. Д. Ушинский уделял первостепенное внимание необходимости изучения в народной школе родного языка и литературы, родной истории, природы.

     Народность  подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности.

     Идея  народности у К. Д. Ушинского, являясь  идеей демократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система  народного образования должна, прежде всего, отражать жизнь своего народа, быть связана с его жизнью и  максимально способствовать улучшению  жизни народа. Школа должна готовить человека для жизни творческой и полнокровной, образование и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа. 
 

Учебная книга К. Д. Ушинского  «Родное слово».

     Ушинский  составил две учебные книги для  начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.

     Кроме тщательно подобранного художественного  материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов  нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые  отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.

     Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому  переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи - и оба перешли  благополучно».

     Широко  использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно  подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.

Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»