Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.docx

— 72.69 Кб (Скачать файл)

     Поскольку педагогика  очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической  базовой основы методологии отечественной  научной педагогики представлено диалектико-материалистическое представление о мире и роли человека в мире.

     К основным  методологическим положениям можно  отнести следующие положения.

    1. Воспитание, которое,  как и другие общественные  явления, имеет социально-детерминированный  характер.

    2. Факторы, влияющие  на развитие личности, которые  находятся во внешней среде,  развитие личности происходит  под влиянием общества, в том  числе и воспитания.

    3. Активность самой  личности имеет очень большое  значение и играет основополагающую  роль в саморазвитии и самосовершенствовании  и т. д.

     Существуют  другие методологические понятия,  положения и трактовка знаний, которые определяют различные  направления педагогики: религиозной,  педагогики прагматизма, бихевиоризма  и др.

     Понятие «педагогическая  методология» можно рассматривать  как науку об условиях, формах  и методах продуктивного изучения  педагогических процессов и изменения  педагогической среды, а целью  методологических исследований  является изучение условий получения  и использования педагогических  знаний, повышения результативности  педагогической деятельности.

    В педагогике выделяется несколько уровней  методологии: философский, общенаучный и педагогический уровни.

     На философском  уровне методологических процессов педагогики выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.

     Общенаучные  методологические проблемы определяются  как задачи и проблемы поиска  средств, форм и методов научного  знания.

     К педагогическим  методологическим проблемам относятся  проблемы методологии определения  предмета педагогики, логики познания  педагогических явлений и процедуры  педагогических исследований.

     Возможно изменение  актуальности методологических  проблем, которое зависит от  педагогической практики, а также  от ученых-исследователей, занимающихся  проблемами изучения методологической  науки.

     Таким образом,  методология педагогической науки  представляет собой сложную систему  различных компонентов, имеющую  педагогический, общенаучный и философский  уровни. 

    Раздел 2. История образования  и педагогической мысли

      16. Образование и  педагогическая мысль  в России в первой  половине XVIII в. «Политика просвещенного абсолютизма» Екатерины II, ее влияние на развитие начального образования. Типы народных школ.

      Развитие  образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. 

      Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.

      За основу были взяты прусская и австрийская  системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных  школ - малые, средние и главные. В  них преподавались общеобразовательные  предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки  русской грамматики (малая школа). В средней -  добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с  орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история,  краткая  география России. В главной - подробный  курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории  и гражданской архитектуры.

      Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось  вызывать у учащихся самостоятельную  работу мысли. Но в основном дидактика  сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя  с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

      В 1764 году в  Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для  детей – сирот.      Основную часть своих средств это заведение  должно было получать за счет благотворительных  сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч  ежегодных поступлений, призвав  своих подданных последовать ее примеру.

       Воспитание  происходило по методу известного  педагога И.И.Бецкого, стремившегося  через закрытые воспитательные  учреждения создать «новую породу  людей» - образованных и трудолюбивых.

      Иван Иванович Бецкой - один из главных деятелей царствования Екатерины II  в области образования.  На содержание Воспитательного дома в Москве  он завещал около 170 тысяч рублей. Уровень образовательного процесса в Воспитательном доме был высок; учреждение пользовалось популярностью в городе, поэтому неслучайно именно при нем открылись «французские  классы» для подготовки будущих гувернанток.

      В 1764 году издается указ об основании Воспитательного  общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском  монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц.

       Девочек  с 4-6 летнего возраста забирали  из дома на 15 лет. Образование  было в основном гуманитарным, но давались и начала математики  и физики, воспитанниц усиленно  учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

      В 1765 году в  Петербурге  была открыта первая в России общественная школа для  женщин – Смольный институт. До этого  девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах.

      В 1779 году на деньги  Прокопия  Акинфиевича  Демидова открыто Московское  Коммерческое училище для детей купцов и  разночинцев. Известный благотворитель екатерининской эпохи, действительный статский советник Демидов П.А. прославился  крупными пожертвованиями: 1 млн. предоставил  он в 1764 году на строительство Воспитательного  дома, 20 тыс. рублей им было выделено на стипендии неимущим студентам Московского  университета, 100 тыс. – на создание народных училищ.

      В 1786 году был  издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища  двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в  составе четырех классов. В «малых»  училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для  подготовки педагогических кадров «малых»  училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать  днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического  училища города.

      Для системы  общеобразовательных школ нужно  было подготовить учителей.  С  той  целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

      До конца  XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

      Екатерининская  реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями.  Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах  разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

      Школьная  реформа 1780 –х годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное,  не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия. 
     
     
     

      17. Образование и  педагогическая мысль  в России в первой  половине XIX в. (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, В.Ф. Одоевский). Учреждение министерства народного образования. Становление и развитие государственной системы образования. Типы начальных народных училищ.

          Идеи  просвещения еще во второй половине XVIII века привлекают внимание представителей передового дворянства. И. И. Бецким и Н. И. Новиковым высказываются мысли об образовании и воспитании «новых людей» и «полезных граждан».

    Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному  просвещению. Культурная отсталость России столь явно препятствовала поступательному  развитию промышленности, торговли, финансов страны, что правительство вынуждено  было подумать о создании новой системы  народного просвещения.

    В августе 1802 года было создано министерство народного  просвещения, первоочередной задачей  которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев  учебного процесса в России. Ранее  подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и  опубликованы в 1804 году в виде двух уставов — «Устава университетов  Российской империи» и «Устава учебных  заведений, подведомственных университетам».

    Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

    Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

    Аналогично  этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей  губернии, а смотритель уездных училищ —  за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.

    Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

    Следующей ступенью образования  стали уездные  училища с двухгодичным сроком обучения. Создавались они в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян, дабы «сообщить детям свободных непривилегированных сословий необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»