Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.docx

— 72.69 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»

    Раздел 1. Общая педагогика

    1. Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

      Отличительной чертой педагогики в общей системе  наук является то, что педагогика изучает  процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой  науки обычно связано с определения  таких проблем: история возникновения  и развития этой науки, какие особенные  задачи она ставит и проблемы исследует.

 Любая наука  вправе иметь основные исторические  этапы становления и область  определенных явлений и процессов,  которые она изучает, и определение  которых имеет большое значение  для понимания ее теоретических  основ. Без этого наука не  могла бы развиваться. Потому  и появляется все большее количество  образовательно-воспитательных учреждений, увеличивается сеть народных  школ, дающих необходимую подготовку  детям, создаются специальные  учебные заведения по подготовке  учителей и начинает преподноситься  педагогика как отдельная специальная  научная дисциплина. Все это привело  к большому скачку в развитии  педагогической теории.

  Педагогика, появившись, как наука о воспитании детей и молодежи, по мере увеличения своих границ в области воспитания и области действия субъективных явлений в жизни общества, все более становится наукой о принципах педагогического влияния на людей различного возраста.

 Постоянно совершенствуясь,  любая наука привносит в свои  теоретические знания новые понятия,  наполняется новым содержанием  и регламентирует свои научные  изыскания и исследования. Этот  процесс коснулся и педагогики. Педагогическая наука в современном мире представлена в виде целой системы педагогических наук.

 Таким образом,  педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности.

 Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.

 Как и в любой  науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.

 Исследование педагогической науки следует начинать с научно-познавательной деятельности, на основе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как обязательная константа педагогической практики.

 Настоящим педагогом  может быть человек, имеющий,  во-первых, призвание, внутреннее  осознание того, что это именно  его путь, а, во-вторых, также набор  научных знаний и опыт, позволяющие  постоянно находиться на пути  поиска, развития, самосовершенствования. 
 

    1. Объект, предмет и функции  педагогики.

   Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

   Объектом  исследования научной  педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

   Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это  объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают  те явления действительности, которые  обусловливают развитие человеческого  индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления  получили название образования. Оно  и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

   Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

    Теоретическая  функция педагогики реализуется  на трех уровнях:

    • на описательном или объяснительном уровне - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
    • на диагностическом уровне - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся,  установление условий и причин, их обеспечивающих;
    • на прогностическом уровне - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

    Прогностический  уровень теоретической функции  связан с раскрытием сущности  педагогических явлений, нахождением  глубинных явлений в педагогическом  процессе, научным обоснованием  предполагаемых изменений. На  этом уровне создаются теории  обучения и воспитания, модели  педагогических систем, опережающие  образовательную практику.

    Технологическая  функция педагогики предлагает  также три уровня реализации:

    • проективный уровень, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

    Модель - образец (эталон, стандарт).

    • преобразовательный уровень, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
    • рефлексивный и корректировочный уровень, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
 
    1. Категориальный  аппарат педагогики.

         Общие, фундаментальные  понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями  педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс. 

    Развитие  – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности. 

    Воспитание  – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д. 

    Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков. 

    Обучение  – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. 

    Педагогическая  деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования. 

    Педагогическое  взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся. 

    Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая  деятельность» в современных  условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др. 

    Педагогическое  взаимодействие организуется для решения  какой—либо педагогической задачи –  материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий. 

    Педагогическая  технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач. 

    Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. 
     
     
     

    1. Разделы и отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.

         В ходе  развития педагогики некоторые  ее разделы выделились в относительно самостоятельные отрасли знания. 

    Школоведение  - система знаний об организации школьного дела и управления им. 

    Теорию образования  детей с физическими недостатками называют коррекционной педагогикой.  

    История педагогики позволяет заново осмыслить, глубже понять закономерности историко-педагогических процессов. 

    Педагогика зарождалась  и складывалась  как социальная наука. Она находится в системе  гуманитарных знаний и продолжает развиваться  в соответствии с другими гуманитарными  науками. Прежде всего - с философией, этикой, эстетикой, психологией. 

    Поскольку человек  неотделим от природы и развитие его (физическое и психическое) представляет собой процесс социально-биологический, то состояние педагогики во многом зависит от уровня развития естественнонаучных знаний (биологии, физиологии, генетики). Например, теория физического воспитания опирается на анатомию и физиологию человека, коррекционная педагогика - на педиатрию и психиатрию. 

    Для современной  педагогики характерно укрепление связей с антропологией (наукой о происхождении  и эволюции человека), социологией  и психологией. Соотношение между  педагогикой и другими науками  сложны, относительны и подвижны. Психология не ограничивается изучением только психики человека. Изучается психология социальных масс, групп, коллективов и проч. Педагогика же признает что воспитание должно строиться на основе изучения объективных закономерностей жизни и развития детей в различных социально-исторических условиях. 

    Для современной  педагогики характерны комплексные  исследования, которые сочетают социологический, психологический и собственно педагогический анализ того или иного явления. 

    Если на процесс  воспитания в широком его смысле посмотреть более детально, то можно  выделить более мелкие отрасли педагогического  знания. 

    Например, антропология изучает человека (того, кто передает и кому передается опыт), педагогическая культурология изучает саму человеческую культуру (то, что передается в процессе воспитания). Педагогическая социология исследует проблемы человеческого  общества в контексте педагогических задач. Педагогическая аксиология - наука  о человеческих  ценностях. 
     
     
     
     

    1. Методология педагогики: понятие  и уровни методологии  педагогики.

    Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

     Методология  педагогики – это совокупность  целей, содержания и методов  исследования, что позволяет получить  наиболее объективную, точную, систематизированную  информацию о педагогических  явлениях и процессах.

Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»