Внеурочная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших
школьников………………………………………………………………………………..5
1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка…………………….5
1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников…………………………..6
1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………………………………………….7
1.4. Виды, направления и формы внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС……………………………………………………………………...10
Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………….........................................15
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших           

школьников………………………………………………………………………………..5

1.1. Роль внеурочной деятельности  в формировании личности ребенка…………………….5

1.2. Возрастные  и гендерные особенности  младших  школьников…………………………..6

1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………………………………………….7

1.4. Виды, направления и формы внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС……………………………………………………………………...10

Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………….........................................15

Заключение…………………………………………………………………………………...19

Список литературы………………………………………………………………..................20

Приложения………………………………………………………………………….................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В в е д е н и е

Проблема  использования свободного времени младших школьников  всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного  процесса и одна из форм организации  свободного времени обучающихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. [12,528].

Внеурочная деятельность - это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребенка.

Существует множество понятий внеурочной деятельности, но в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Актуальность выбранной нами темой заключается в том, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Приступая к курсовой работе, мы определили параметры работы:

Объект – воспитательный процесс.

Предмет – внеурочная деятельность  младших школьников.

Цель - обосновать необходимость включения младших школьников   в разнообразные формы внеурочной деятельности

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по теме с целью  её теоретического обоснования.

2. Описать  опыт учителя начальных  классов Е.Б.Новиковой по организации  проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности

младших школьников

 

1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка

 

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».

Под внеурочной деятельностью в  рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. [1].

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и  останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. [15,30].

Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции  ребенка как ученика, а на его  личность и перспективы ее развития. Такое взаимодействие выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах, стимулируя практические навыки: совместное оформление стендов, участие в школьных проектах и т.д.

Внеурочная деятельность позволяет  ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих  личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников

(кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач

их воспитания и социализации. [13,463].

Несомненно, внеурочная работа тесно  связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. [9,10].

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

В новых Федеральных государственных  образовательных стандартах стандарты  содержания дополняются стандартами  условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что  позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

 

1.2. Возрастные и гендерные особенности  младших школьников

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Также это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. [4,220].

Психофизиологические особенности  ребенка седьмого года жизни (сложность  произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны нагрузки, ограничения двигательного  режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст 6-10 лет  является сенситивным периодом для  воспитания и обучения. Поэтому в  этом возрасте необходимо максимально  раскрыть потенциалы ребенка, с высокой  степенью вероятности оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления.

Школьник включается в новый  для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. [7,57].

Поэтому задача педагога – создать  необходимые условия для плодотворной совместной работы учителя с учеником, взаимодействия школьника со сверстниками. Реализовать данную задачу лучше всего во внеурочной деятельности.

 

 

1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за четыре учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребенка в других учреждениях. Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7- 10 лет  должна составлять не менее пяти и не более десяти часов.

 

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность  призвана решить целый  ряд очень важных задач: [1].

  • формирование положительной «Я – Концепции»
  • формирование чувства собственной значимости, убеждённости в успешном овладении видами деятельности
  • формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, потребности в продуктивной социально значимой деятельности
  • формирование мировоззрения
  • развитие познавательного интереса

Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты его жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания внеурочной деятельности характеризуется:

- во-первых, преобладанием эмоционального  аспекта над информативным (для  эффективного воспитательного воздействия  требуется обращение к чувствам  ребенка, его переживаниям).

- во-вторых, в содержании внеурочной деятельности определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание направленно на совершенствование разнообразных умений и навыков. [16,380].

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (Приложение 1):

  • учебный план образовательного учреждения, (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного         учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого);
  • внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на базовую модель, могут  быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного  дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

Информация о работе Внеурочная деятельность