Внеурочная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших
школьников………………………………………………………………………………..5
1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка…………………….5
1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников…………………………..6
1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………………………………………….7
1.4. Виды, направления и формы внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС……………………………………………………………………...10
Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………….........................................15
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

инновационно - образовательная модель. [14, 13].

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между  внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы. [1].

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного  образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса  условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание. [19,91].

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими  работниками, а также учебно-вспомогательным  персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему  отношений через разнообразные  формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через  органы самоуправления;

организует социально  значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной  модели состоят в минимизации  финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в  образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. [10,18].

Инновационно-образовательная  модель.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых  образовательных программ, в том  числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

1.4. Виды, направления  и формы внеурочной деятельности  младших школьников в соответствии с ФГОС

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в  школе, а именно: познавательная деятельность, досуговая, оздоровительно-спортивная, трудовая и творческая. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Рассмотрим каждую из этих видов деятельности:

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы,  недели книги и т. д. [11,18].

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, сюда входит и создание теплой, дружеской атмосферы, положительных  эмоций. Эффективны такие формы, как  «Огонек», «Юморина», дискотеки и пр. Очень часто во внеурочной деятельности объединяются два аспекта- познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес» викторины, «Вечер загадок» и пр.

 Оздоровительно-спортивная деятельность необходима для полноценного развития детей, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Оздоровительно-спортивная деятельность осуществляется в соревнованиях, совместных прогулках, походах, подвижных играх, спартакиадах и пр.

Трудовая деятельность отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного, обслуживающего. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п. [3,22].

При организации внеурочной деятельности необходимо использовать разнообразные  формы: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, слеты, турниры, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые  и научные исследования, общественно полезные практики,  которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения. Внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д. Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. Форма внеурочной воспитательной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. [8,23].

В зависимости от степени пригодности  тех или иных форм для решения  различных воспитательных задач  их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания (например, лекции, вечера, конкурсы), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, патриотического, трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания).

Самые массовые - это межшкольные, районные, городские, областные (различного вида смотры, игры и т.д.).

Есть форма, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность - слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. К этим формам можно отнести лекции, доклады, встречи, экскурсии, посещение кино, театров, концертов, выставок.

Другие формы требуют активного  участия и деятельности самих  школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, тематические вечера, выставки, школьные музеи, устные журналы, газета и т.п. [15,30].

В школах широко распространена кружковая  работа, организуемая учителем по своему предмету. Кружки могут носить разные названия: секция, кружок, общество (например, общество "Юный химик"), клуб (например, "Клуб историков") и др.

Кружковая работа создает возможности  и для осуществления более  тесной связи и общения между  школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Тематические вечера и утренники  имеют, прежде всего, познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме. Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов, при этом их подготовка распределяется между всеми классами - участниками вечера или утренника.

Распространены в школах встречи  с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками.

Дух соревнования в жизнь школы  вносят различного вида конкурсы, смотры, турниры, фестивали и другие формы  состязаний. Эти состязания проводятся и в области спорта (турнир шахматистов, соревнование на первенство по волейболу, баскетболу и т.п.), и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам (химическая, математическая, физическая олимпиады; конкурс на лучший перевод стихотворения с иностранного языка на русский, конкурс на лучший рисунок), и в области трудовых достижений (выставка поделок) и т.д. [17,9].

Предметные олимпиады - очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении  имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиаде, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков.

Школы проводят экскурсии (в музеи, в природу, на производство). Экскурсии  при условии их тщательной подготовки имеют большое воспитательное и образовательное значение.

В школе всегда выпускается много  стенных газет: классные, общешкольные, органы отдельных кружков и обществ. Газеты освещают текущую жизнь класса, школы, интересные находки кружка. Работа по выпуску газет сплачивает учащихся, пробующих свое перо в написании очерков, фельетонов, стихов. Школьные стенгазеты - очень действенное средство разностороннего развития учащихся.

В области трудового воспитания специальными формами общественно  полезного труда, организуемого  во внеурочное время, являются: уборка классов, школы, школьного двора; ремонт школьного учебного оборудования; оформление кабинетов, помощь школьной библиотеке; озеленение школы, двора и др. [18,14].

Этическая беседа как одна из важных форм нравственного воспитания проводится классными руководителями. В целях нравственного воспитания широко используется и большая часть из вышеназванных форм (лекции, тематические вечера, встречи, работа с книгой и др.).

Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

Спортивно-оздоровительное  направление:

- занятия в спортивных секциях: футбол, баскетбол, художественная гимнастика; спортивные танцы и др.; 

- беседы о  здоровом образе жизни, спортивные турниры, классные часы;

- олимпиады,  праздники, дни здоровья;

- работа клубов: военно-спортивные клубы, клуб  исторических реконструкций и  др.

Социальное  направление:

-  участие  в праздниках чествования ветеранов,  пожилых людей; 

- коллективные  творческие дела; тимуровское движение;

- участие в  Акциях «Спеши делать добро», «Безопасное колесо» и др.

Духовно-нравственное направление:

- этические  беседы, дебаты, дискуссии, благотворительные акции, туристические походы, экскурсии,  работа школьных музеев;

- день рождения школы (КТД); Государственные праздники;

- кружки, клубы, объединения по следующим видам деятельности: трудовая, поисковая, проблемно-ценностное общение, краеведческая. 

Общеинтеллектуальное  направление: 

- предметные кружки, факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность;

- конференции, чествование лучших учеников, конкурс «Ученик года»;

 Общекультурное направление:

- культпоходы в театры, кино, концерты, выставки, смотры-конкурсы, занятия в коллективах художественной самодеятельности, в кружках:   Фото -, Теле -, Видео – студии, пресс-центр, изо-студии, хореографические коллективы; вокальные группы. [5,87]

Информация о работе Внеурочная деятельность