Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение внеклассной работы и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Объект: внеклассная работа по иностранному языку.

Предмет: формирование интереса у учащихся к иностранному языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………....4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление………...6
1.1.1 Важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку……………...8
1.1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку…………10
1.1.3 Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………...11
1.1.4 Требования к внеклассной работе……………………………….............................14
1.2 Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса……..16
1.2.1 Определение понятия познавательный интерес………………………………........17
1.2.2 Формирование познавательного интереса и творческой активности…………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку
2.1 Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку……………………..19
2.2 Факультативные занятия по иностранному языку…………………………………...24
2.3. Календарные и тематические праздники………………………………………..….....27
2.4 Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку……………....28
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку………………………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по педагогике.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)
  • Добровольный характер  участия  учащихся  во  внеклассной  работе  в отличие от обязательности учебной деятельности.  Учащиеся  решают  для  себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной  работы  прежде  всего  в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то  новое,  заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

 Этот ведущий принцип  организации внеклассной работы  обязывает  учителя своевременно обнаружить заинтересованность .учеников внеклассной  работой  и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и  тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип  определяет  содержание  и форму внеклассной работы — она должна постоянно  поддерживать,  углублять  и развивать интерес к иностранному языку.

  • Внеурочный  характер  занятий,  который  выражается,  во-первых,  в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся  времени,  места,  формы их  проведения.  Местом  проведения  работы  может  быть  парк,  зал  музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,  навыков и  умений,  оценок  в  баллах.  Проверка  результатов   внеклассной   работы осуществляется  в  форме  отчетных  вечеров,  концертов,  сборов,    выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
  • Большая самостоятельность и  инициативность  учащихся  в  выполнении внеурочных поручений. В  отличие  от  учебной  работы,  где  помощь  учителя играет  ведущую  роль,  во  внеклассной  работе  учащиеся  проявляют  больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так  и  в организации  внеурочных  мероприятий,  в  выборе  форм  работы,   отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

 

1.1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

 

    Принципы  внеклассной  работы  по  иностранному языку  -  исходные  положения,  которые определяют требования к ее содержанию, методов и организационных  форм.  Они отвечают  целям  и  задачам  всей  внеклассной  работы  по  ИЯ  в  школе   и иллюстрируют  суть  педагогической  деятельности  учителя   -   организатора внеклассной работы.

    Основными организационными  принципами внеклассной работы по иностранному языку являются принципы   добровольности   и   массовости,   принцип   учета   и   развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи  внеклассной работы с уроками (В.И.Шепелева).

    Принцип  добровольности  состоит  в  том,  что  ученики  включаются   в внеклассную  работу  по  собственному желанию.  Этот  принцип  имеет   свою особенность: ученик, который сам определил свое участие  в  том  или  другом виде внеклассной деятельности,  берет  на  себя  добровольное  обязательство продолжать изучение иностранного языка , что будет требовать от него  дополнительных  усилий.

Принцип  массовости   предусматривает   активное   участие   в   внеклассных мероприятиях наибольшего  количества  учеников  с  разным  уровнем  владения иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных  особенностей  и интересов учеников предусматривает учет в  контексте  деятельности  учеников их собственного  опыта,  интересов,  желаний,  наклонностей,  мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и  статуса  личности  в  коллективе.  Принцип связи внеклассной работы  с  уроками  прежде  всего  состоит  в  том,  чтобы обеспечить  единство  практических,  развивающих  и   воспитательных   целей внеклассных  занятий  и  уроков.  Он  также  предусматривает  связь  учебных материалов,  которые  используются  во  внеклассной  работе,  с   материалом действующих учебно-методических комплексов по иностранному языку. Внеклассная  работа  базируется  на  владении  учениками  привычками  и умениями, приобретенными на уроках иностранного языка, поэтому очень важным есть  то,  чтобы ученики  наиболее  полно  использовали  эти  привычки  и  умения  во   время

внеклассного  мероприятия.   Вместе   с   тем   внеклассная   работа   может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному  языку. Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы  принципами комплексности,  увлеченности  и  развития  инициативы  и   самодеятельности.

   Принцип комплексности может обеспечить единство  и  взаимосвязь  морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная  работа  по иностранному языку должна воспитывать искреннего гражданина, который с  уважением  относится  к своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин  должен  быть честным,  порядочным,  понимать  людей,  с  которыми  общается,  уважать   и понимать иностранный  язык.  На  внеклассных  мероприятиях  необходимо  прививать  ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять  песни,  слушать  и  понимать  музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный  реквизит к спектаклям.

    Принцип  увлеченности связан с выбором  конкретных  интересных  приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных  задач,  а также  с  содержанием  учебных  материалов,  которое   может   быть   новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.

    Принцип  развития   инициативы   и   самодеятельности   предусматривает стимулирование и развитие  у  школьников  самодеятельности  и  инициативы  в работе.  Именно  во  внеклассной  работе   учитель   может   дать   ученикам возможность самостоятельно использовать  свои  знания  и  умения,  разрешить делать все, что касается подготовки и проведения  внеклассного  мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом.  Самодеятельность  -  это  основа творчества, а именно творческое удовлетворение  в  работе  всегда  оказывает содействие желанию  работать  лучше,  знать  иностранный  язык  совершеннее. Инициатива  может  стать  жизненной  позицией   каждого   ученика.   Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами  выбрали  тематику и формы внеклассного общения.

    Все  вышеназванные  принципы  дополняют  друг  друга  и   в   комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе  с тем разностороннее влияние на развитие личности.

 

  1.1.3 Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку

 

    В методической  литературе и в практике школы традиционно различают  три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые  и  массовые.  В  основу такого распределения возложен  признак  количественного  охвата  участников. Подчеркивая  нечеткость  понятия   "массовости",   В.И.Шепелева   предлагает различать формы  внеклассной  работы  по  ИЯ  по  организационно-структурным признакам. Соответственно она  относит  групповые  формы  к  организационно- структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.

    Индивидуальная внеклассная работа проводится  с  отдельными  учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране,  язык  которой  изучается,  о значительных датах и событиях, выдающихся людях,  разучивают  стихи,  песни,

отрывки из  литературных  произведений на  иностранном  языке,  изготовляют наглядные  пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

    Групповая  форма  внеклассной  работы  имеет   четкую   организационную структуру и относительно постоянный состав участников,  объединенных  общими интересами. К этой  форме  принадлежат  разнообразные  кружки:  разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения  и т.п.  Некоторые  методисты  рекомендуют  организовывать  для  учеников  всех классов разговорные  и  хоровые  кружки,  для  учеников  старших  классов  - литературно-переводческие и  страноведческие.  Положительно  зарекомендовали себя комбинированные кружки,  где  объединяются  разные  виды  деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение  и просмотр диафильмов  с  дальнейшим  обсуждением  просмотренного.  Занятия  в

кружках, как правило, проводятся регулярно.

    Массовые формы  внеклассной  работы  не  имеют  четкой  организационной структуры.  К  ним  относят  такие мероприятия  как  вечера  художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы,  карнавалы,  тематические  вечера   и

т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

    По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по иностранному языку :

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые.

    Каждая группа  указанных форм  предусматривает  конкретные  мероприятия.

Мероприятия   соревновательного   характера,   конкурс,   игра,   олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации -  стенгазета,  объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и  т.п..  Мероприятия

культурно-массового   характера,   вечер-праздник,   посвященный    народным традициям родной страны или страны, язык которой  изучается;  вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов,  композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники  в  связи со  знаменательными  событиями.  Мероприятия  политико-массового  характера: форум,  фестиваль,  пресс-конференция,  ярмарка солидарности,  телемост   и прочие.

    В  педагогической   литературе   есть   понятие   "объединяющие   формы внеклассной  работы"  (Т.М.Калечиц,  З.О.Кейлина).  К  объединяющим   формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи,  библиотеки, киностудии,  кинотеатры  и  клубы  веселых  и  находчивых.  Клубы   являются эффективной  формой  внеклассной  работы  по  ИЯ,  так  как  они  объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают  широкое  пространство для общения, действуют  на  основах  самоуправления  и  становятся  центрами

внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия,  эмблемы,  положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы  веселых  и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение  интересных  конкурсов, исполнение песен, стихов,  разгадывание  загадок,  кроссвордов,  ребусов  со зрительной опорой в  виде  плакатов,  картин,  диафильмов.  Каждая  команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню  и  форму. Как "домашнее задание" участники клуба  готовят  инсценировку   произведений известных зарубежных писателей и драматургов.

    Целесообразно  выделить  такую  форму  внеклассной  работы  как  Неделя иностранного  языка  в  школе.  Эта  форма  по  своему  характеру   является массовой,  так  как  предусматривает  участие  в  ней  широкого  контингента

учеников, а по  своей  структуре  является  комплексной,  так  как  включает комплекс  разных  по  смыслу  и  форме  мероприятий,  которые  происходят  в определенный период времени и направлены на  реализацию  задач  комплексного

подхода к воспитанию учеников.

    Неделя  иностранного  языка  в  школе  как  комплексная  форма   должна оказывать содействие  целенаправленной  организации  и  систематизации  всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы  кружков,  для  которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом,  формированию  творческих

отношений между учениками, учителями и родителями,  которые  взаимодействуют в  процессе  подготовки  и  проведение  Недели.  Неделя  иностранного  языка проводят в определенный период учебного года по предварительно  составленной программе, которая  определяет  цели,  содержание  и  форму  любого  из  его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели  должна  быть  интересной, познавательной,  доступной,  связанной  с  учебным  материалом  и   отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

    Как отдельную форму внеклассной  работы  по  иностранному  языку  можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное,  но и  практическое  значение,  поскольку  оказывает  содействие  развитию  речи

учеников.  Переписка  дает  возможность  ученикам  практически  использовать иностранный язык как средство общения и получать  дополнительную  информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию  не  только письменной, но и устной речи  учеников,  на  заседаниях  кружка  или  секции клуба заслушивается информация на иностранном  языке,  о  которой  идется  в письме, устраиваются выставки писем,  во  время  которых  комментируется  их содержание. Организующим центром этой работы  является  "Школьный  почтамт", который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ  информацию  о  том, как правильно оформить письма (написать  адрес,  дату  и  т.п.),  предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке,  обеспечивает конвертами,  марками,  консультирует  по   поводу   употребления   языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.

    Как показывает  практика, виды внеклассной работы, которые  обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

    • информативность и содержательность, которые оказывают содействие  реализации практических и общеобразовательных целей  внеклассной работы;
    • коммуникативная  направленность:  все  виды  внеклассной  работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения  и  передачи  информации   в   типичных   естественных ситуациях общения;
    • ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной  работы должно включать "набор" ситуаций,  которые  являются  предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;
    • ориентация задач на повышение языковой активности учеников эмоциональность  форм  и   способов   реализации,   которая   оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

Информация о работе Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка