Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение внеклассной работы и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Объект: внеклассная работа по иностранному языку.

Предмет: формирование интереса у учащихся к иностранному языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………....4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление………...6
1.1.1 Важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку……………...8
1.1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку…………10
1.1.3 Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………...11
1.1.4 Требования к внеклассной работе……………………………….............................14
1.2 Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса……..16
1.2.1 Определение понятия познавательный интерес………………………………........17
1.2.2 Формирование познавательного интереса и творческой активности…………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку
2.1 Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку……………………..19
2.2 Факультативные занятия по иностранному языку…………………………………...24
2.3. Календарные и тематические праздники………………………………………..….....27
2.4 Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку……………....28
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку………………………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по педагогике.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

       Игра  дает умение  ориентироваться  в  реальных  жизненных  ситуациях, проигрывая их неоднократно и  как бы  понарошку  в  своем  вымышленном  мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который  так высок  сейчас  у  родителей  и  передается  детям;   вырабатывает   активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

  Цель:

      . Развитие  интереса учащихся к изучению иностранного  языка.

  Задачи:

      . Активизировать  рече-мыслительную деятельность  учащихся.

      . Расширить  кругозор и обогатить лексический  запас.

      . Воспитать  культуру общения

 

                        Психологические аспекты игры

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов  деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.  По определению, игра - это  вид  деятельности  в  условиях  ситуаций, направленных на  воссоздание  и  усвоение  общественного      опыта,  в  котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

       В человеческой  практике игровая деятельность  выполняет такие функции:

    • развлекательную (это основная функция игры - развлечь,  доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
    • коммуникативную: освоение диалектики общения;
    • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
    • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
    • .диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
    • .функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
    • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
    • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

      Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

    • свободная  развивающая  деятельность,  предпринимаемая  лишь  по  желанию  ребенка,   ради   удовольствия   от   самого   процесса деятельности,   а   не   только   от   результата   (процедурное  удовольствие);
    • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активны  характер этой деятельности («поле творчества»);
    • эмоциональная   приподнятость   деятельности,   соперничество  состязательность, конкуренция,  аттракция  и  т.п.  (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
    • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,  логическую и временную последовательность ее развития.

       В структуру  игры как  деятельности  органично  входит  целеполагание, планирование,  реализация  цели,  а  также  анализ  результатов,  в  которых личность  полностью  реализует   себя   как   субъект.   Мотивация   игровой деятельности  обеспечивается  ее  добровольностью,  возможностями  выбора  и элементами     соревновательности,     удовлетворения     потребности      в самоутверждении, самореализации.

       В структуру  игры  как  процесса  входят:  а)  роли,  взятые  на  себя  играющими; б) игровые  действия  как  средство  реализации  этих  ролей;  в) игровое употребление предметов,  т.е.  замещение  реальных  вещей  игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д)  сюжет  (содержание)  - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

       Значение  игры  невозможно  исчерпать   и   оценить   развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и  состоит  ее  феномен,  что,  являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение,  в  творчество,  в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       Игру  как метод обучения, передачи  опыта  старших  поколений  младшим  люди использовали с древности. Широкое применение игра  находит  в  народной педагогике, в дошкольных  и внешкольных  учреждениях.  В  современной  школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного  процесса,  игровая деятельность используется в следующих случаях:

    • в качестве самостоятельных  технологий  для  освоения  понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
    • как  элементы  (иногда  весьма  существенные)  более  обширной технологии;
    • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
    • как  технологии  внеклассной  работы  (игры  типа   «Зарница», «Орленок», экономические игры типа «Монополия», КТД и др.).

       Понятие  «игровые  педагогические  технологии»  включает   достаточно обширную  группу методов и приемов  организации  педагогического  процесса  в  форме различных педагогических  игр.

 

                         Основные требования к играм

       Игра  должна стимулировать мотивацию  учения,  вызывать  у  школьников  интерес и желание хорошо выполнить  задание, ее следует проводить  на  основе ситуации, адекватной  реальной ситуации общения.

       Ролевую  игру нужно хорошо подготовить  с точки зрения, как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся  были  убеждены  в  необходимости  хорошо исполнить  ту  или  иную  роль.  Только  при  этом  условии  их  речь  будет естественной и убедительной.

       Ролевая  игра должна быть принята всей группой.  Она непременно проводится в доброжелательной, творческой   атмосфере,

вызывает  у  школьников  чувство  удовлетворения,  радости.  Чем   свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.

       Игра  организуется таким образом,  чтобы  учащиеся  могли  в  активном речевом общении с максимальной  эффективностью  использовать  отрабатываемый языковой материал.

       Учитель  непременно сам верит в ролевую  игру,    в  ее  эффективность. Только при  этом  условии  он  сможет  добиться  хороших  результатов.  Роль учителя в процессе подготовки  и  проведения  игры  меняется.  На  начальной стадии  работы  учитель  активно  контролирует  деятельность  учащихся,   но постепенно он становится только наблюдателем.

      Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной  атмосферы  на  занятии  -  очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.  

 

                            Коммуникативные игры 

       Игра - это  определенный  вид  деятельности  с  правилами,  целями  и элементами развлечения.

       Имеются 2 основных типа игр:

       1. Состязательные  игры - в которых игроки  или  команды  состязаются, соревнуются  за то, чтобы 1-ыми достичь цели.

       2. Кооперативные  игры - в которых игроки  и  команды  идут  вместе  к общей цели.

       Коммуникативные  игры относятся к типу  кооперативных  игр,  поскольку состязательные  элементы или игры, в  которых  делается  акцент  на  быстроту  выполнения нарушают правильное использование языка.

       Коммуникативные  игры  следует  отличать  от   лингвистических   игр, поскольку  основная  цель  коммуникативных  игр   состоит   не   в   решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

       Успешное  завершение коммуникативной  игры  заключается  в  выполнении определенного  задания  (нанесение  маршрута  на  карту,  заполнение  схемы, диаграммы или  нахождения  двух  совпадающих  картинок),  нежели  правильное построение структуры предложения (использование языка).

       Основной  акцент  в  коммуникативной  игре   делается   на   успешную  коммуникацию,  а  не  на  правильную  речь.  Коммуникативную  игру   следует использовать на сравнительно  продвинутой  стадии  обучения  или  на  заранее отработанном и доведенном до автоматизма языковом материале.

        Игры  следует отнести к существенной  части языковой программы, а не  к развлекательной деятельности, используемой на последней неделе  занятий  или в конце четверти. При помощи игр на продвинутом уровне  обучения  появляется

возможность  для  реальной  коммуникации.  Игра   является   диагностическим инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее  трудные  моменты, степень усвоения  материала,  и  стало  быть  предпринять  все  меры  по  их ликвидации.

       В  основе  коммуникационных  игр  лежат  различные  технологии  такие  например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой  пары, обмен,  накопление  или  сбор,  комбинации  и  карточные  игры,  проблемы  и загадки, ролевые игры и воспроизведение.

       Самые   простые   виды   деятельности,   основываются   на   принципе  информатизационного пробела (пробела  в информации). В  этих  играх  учащиеся группы А располагают  такой  информацией,  которая  отсутствует  у  учащихся группы Б. Учащиеся группы Б должны получить эту информацию. Причем этот  тип игры может быть односторонним или  обоюдным  (взаимным),  когда  оба  игрока располагают лишь частью информации, которую они  должны  объединить  сообща, для решения общей проблемы.

       Коммуникативные  игры разыгрываются в парах  или  в  небольших  группах при  этом все члены группы обычно  располагают определенной информацией.

        Игры  на догадку: Принцип игры состоит  в том, что игроки,  обладающие информацией, умышленно придерживают ее, в  то  время  как  другие  участники пытаются догадаться.

       Поисковые  игры: Каждый участник игры  обычно  имеет  одну  из  частей информации, которая необходима для заполнения  анкеты или  решения  проблемы. Основная задача собрать всю  имеющуюся  информацию.  Таким  образом,  каждый играющий является одновременно информантом  и  собирателем  информации.

       Игры  на подбор пар: Это игры по  вовлечению участников в подбор  схожих пар, карт или картинок и  могут  быть  разыграны  целым  классом,  при  этом каждый участник игры должен циркулировать по классу  до  тех  пор,  пока  не найдет партнера с той же самой карточкой или картинкой.

        Игры  на соответствие: Игры основываются  на мозаичном  принципе,  где каждый игрок группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений.  Только одно из них разделяется каждым в группе. Через дискуссию группа  определяет, что является более предпочтительным в данной ситуации.

       Игры  по  обмену  или  сбору  информации:  Игроки  имеют  определенные предметы или  карты,  которыми  они  охотно  обмениваются  для  того,  чтобы заполнить набор. Это может быть разыграно всем классом, где игроки  свободно циркулируют, обмениваясь статьями или картами или  в  качестве  межгрупповой деятельности.

       Комбинированная  деятельность:  Игроки  должны  обыграть  определенную информацию  для того, чтобы организоваться  в  группы  такие  как  семьи  или люди, живущие в одной и  той же квартире.

       Все  эти  деятельности  могут  включать  элементы  решения   проблем, элементы ролевой игры или игры на воображение.

        В  коммуникативных  играх  предусмотрена  работа  в  парах,  группах больших  и маленьких  и  целым  классом,  при  этом  участники  должны  иметь возможность свободно продвигаться по комнате.

        Роль  учителя в игре: мониторинг,  ресурсный  центр,  учитель  должен передвигаться  от  группы  к  группе,  прослушивать,  снабжать   необходимой информацией,  (т.е.  оказывать  языковую  помощь)  замечать  ошибки,  но  не перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.

       Коммуникативная  игра  способствует  интенсивной  языковой  практике, создает контакт  на основании которого язык  усваивается более осмысленно,  и, кроме того, является диагностическим инструментом для учителя.

 

2.2 Факультативные занятия по иностранному языку

 

               Роль и место факультативов в процессе обучения

      С  целью  углубления  и  расширения  знаний,  улучшения   трудовой   и политехнической  подготовки,  удовлетворения  познавательных   интересов   и развития способностей учащихся в школе введены факультативные занятия.

      Содержание  факультативов предусматривает  углубленное изучение  учебных  предметов,  основываясь  на  обязательных   школьных   курсах.   Факультатив является  связующим  звеном  между   уроками   и   внеклассными   занятиями.

Факультативы служат  ступенью  перехода  от  усвоения  предмета  к  изучению науки, знакомят учащихся с научными методами исследования.

      По образовательным  задачам (т. е.  по  содержанию  образования)  можно выделить  такие  виды  факультативов:  по  углубленному   изучению   учебных  предметов;   по   изучению   дополнительных   дисциплин   (логики,   второго иностранного  языка  и  др.);  по  изучению  дополнительной   дисциплины   с     приобретением специальности  (машинопись,  стенография,  программирование  и др.); межпредметные факультативы  (например,  курс  «Единство  материального мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и  биологии).

Информация о работе Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка