Влияния семьи на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
. Дать характеристику понятия и функций семьи.
. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.
. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы  представить более общую картину, семьи по полученным данным, разделили  на группы по уровню детско-родительских отношений.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим  рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень  детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие  беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие  враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта), а также в свои рисунки они добавляют животных и родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя).

Низкий уровень  детско-родительских отношений: наличие  одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений  можно отнести только 1 семью - это  семья Настя К., которая помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей  весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесено7 семей. Например, на рисунке Дениса С. нарисована вся семья, все члены семьи улыбаются, кроме него самого (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 2 семьи. Так, на рисунке Игоря Р. изображен только он сам и папа, к тому же они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей. А на рисунке Гали К. она сама отсутствует. Причиной отсутствия ребенка на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей.

Анализируя рисунки, отметим также, что у части  детей проявляется снижение самооценки - дети рисуют себя дальше от семьи, чем  других ее членов.

Итак, по результатам  методики «Моя семья», сделан следующий вывод:

Группа I - высокий  уровень детско-родительских отношений - 1 ребенок (10%) - семья №4 - состояние  в семье ребенком определяется как  благоприятное.

Группа II - средний  уровень детско-родительских отношений - это 7 детей (70%) - семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом у детей проявляются и другие комплексы, такие как тревожность, (семьи №1, 2, 5, 6, 8,9, 10).

Группа III - низкий уровень детско-родительских отношений  у 2 детей (20%) - это семьи, в которых  резко выражена тревожность детей, а также дети испытывают чувство неполноценности и враждебность (семьи №3 и 7).

Таким образом, можно заключить, что в исследуемых  семьях большинство детей, наряду с  благоприятной ситуацией, проявляют  тревожность, чувство неполноценности  в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

Результаты данного  теста представлены в рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень  детско-родительских отношений (по тесту  «Моя семья»)

 

По результатам  этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Таким образом, в ходе исследования рисунков, было выявлено, что 2 ребенка из десяти детей не удовлетворены своим положением в семье. Семеро детей периодически испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Один ребенок полностью удовлетворен отношениями с родителями.

Тест  родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По результатам проведения данной методики были сделаны следующие выводы:

Шкала «Принятие / Отвержение». Из десяти исследуемых  семей 6 показали высокие результаты (от 24 до 33). Это свидетельствует о  том, что у данного испытуемого  имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы. Двое родителей набрали низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Шкала «Кооперация». 90% исследуемых набрали высокий  балл (от 7 до 8). Это признак того, что взрослый проявляет искренний  интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности  ребенка, поощряет самостоятельность  и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Шкала «Симбиоз». 60% испытуемых не устанавливают психологическую  дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к  нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 20% (многодетная, неполная семья) напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Шкала «Контроль». Все 10 родителей показали средний  балл по данной шкале. Это говорит  о том, что контроль за действиями ребенка установлен в меру, нет строгих дисциплинарных рамок.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». 30% испытуемых считают, что ребенок - это маленький  неудачник и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей кажутся им несерьезными, поэтому родитель игнорирует их.

Наиболее оптимальным  является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально  желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности  своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Опросник родительского  отношения к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) выявил следующее (таблица 2).

 

Таблица 2 - Уровень  родительских отношений

№ семьиИмя Ф.Тип  семейного воспитания1Денис С.симбиоз, принятие-отвержение2Света А.кооперация, принятие-отвержение3Гали К.контроль, принятие-отвержение4Настя К.кооперация5Саша З.принятие-отвержение, симбиоз6Коля М.симбиоз, кооперация7Игорь Р.принятие-отвержение8Наташа В.кооперация9Вера Ц.симбиоз, кооперация10Юля М.маленький неудачник, симбиоз

Преобладающие типы родительского воспитания в  семьях обследуемых детей приведены в таблице 3 и графически отображены на рисунке 2.

 

Таблица 3 - Преобладающие  типы родительского воспитания

Типы воспитанияКооперацияСимбиозКонтрольПринятие-отвержениеМаленький  неудачниккол-во%кол-во%кол-во%кол-во%кол-во%330,0330,0110,0220,0110,0

Рисунок 2 - Преобладающие  типы родительского воспитания (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

 

Итак, по результатам  этой методики мы видим, что:

оптимальные родительские отношения наблюдаются в 3 семьях (30%);

к нейтральному уровню отнесены- 5 семей (50%);

родительские  отношения, которые носят отрицательный  характер, проявляются в 2 семьях (20%).

Преобладающими  типами воспитания является «кооперация», самый благоприятный тип воспитания в семье и «симбиоз» - который  является нейтральным. Однако, настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к появлению у детей тревожности.

Результаты данного  теста представлены в рисунке 3.

 

Рисунок 3. Уровень  родительских отношений (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

 

Суммируя полученные результаты проведенного исследования, мы выявили, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, характеризующийся недостаточными взаимоотношения родителей с детьми. Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. Радует, что есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность. Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Таким образом, приведенные результаты констатирующего  эксперимента подтвердили наши предположения  о влиянии семейного воспитания на всестороннее развитие и формирование личности детей младшего школьного возраста.

2.3 Методические  рекомендации

 

Итак, мы увидели, какое большое значение для развития личности ребенка имеет отношение  к нему его близких. Та семья, которая  проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы будет формировать в целом гармоничную личность. Последствиями дисгармонии внутрисемейных отношений являются:

занижение самооценки;

неуверенность в себе и замкнутость;

повышенная тревожность;

затруднения в  коммуникативной деятельности;

раздражительность;

склонность к  агрессии как средству защиты;

низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления  учебной деятельности;

а также склонность к асоциальному поведению.

Ребёнку, испытывающему  постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. От того, как родители подходят к выполнению своих родительских обязанностей, зависит  психологическое и эмоциональное благополучие детей. Часто эмоциональное состояние и поведение ребенка зависит всецело от поведения взрослого. Через поступки родителей дети понимают их любовь.

И, чем раньше родители поймут, что отношения в  семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции.

Для этого необходима разработка системы психолого-коррекционной  работы, которая будет направлена на оптимизацию и создание условий  для полноценного развития детей  в семье, на организацию непосредственно занятий с ними, а также консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста и их семьям.

На основании  анализа с родителями с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях, необходимо проводить психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактике проблемных ситуаций. Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка. В целях просвещения проводятся родительские собрания, семинары, консультации:

1. Консультации  с целью сообщения родителям  о выявленных проблемах в семье.

. Родительские  собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика  эмоциональных нарушений у детей».

. Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»

. Консультация: «Роль семейного микроклимата  в развитии детско-родительских  отношений» и другие.

Анализ результатов  взаимоотношений в семье показывает, что в психологической коррекции  нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Родителей детей  следует привлекать к участию  в конкурсах, развлечениях, КВНах, праздниках. Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т.д. улучшают микроклимат в семье.

Родители могут  занять активную позицию в сотрудничестве с педагогами и школьниками, участвуя в работе кружков, клубов, в проведении экскурсий, коллективных творческих дел, организации студий, различных творческих объединений, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, устных журналов, праздников, пресс-конференций, диспутов, сюжетно-ролевых игр, аукционов путешествий и т.д. Такая совместная работа родителей и детей помогает устранять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимодействие.

Информация о работе Влияния семьи на развитие личности