Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей.
3. Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………..6
1.1. Социально-психологический анализ семьи……………………………6
1.2. особенности взаимоотношений детей и родителей………………….16
1.3. Самостоятельность как компонент становления
самоорганизации детей………………………………………………...36
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЕ…………………………………………………………………….44
2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми…………………………………………..44
2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор
позитивных отношений между детьми и родителями……………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние взаимоотношений на личность.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Дальневосточная государственная  социально-гуманитарная академия

Факультет социальной педагоги и психологии

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние взаимоотношений  в семье на развитие

 личности ребенка»

 

Специальность: «031000 –  Педагогика и психология»

 

 

 

Выполнила:  Гарабажиу  Е. А.

студентка 6 курса заочной

формы обучения

 

Научный руководитель:

К.П.Н. профессор

кафедры психологии

Македон Т. А.

 

 

 

 

 

Биробиджан, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ  СРЕДА

    ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………..6

1.1. Социально-психологический анализ семьи……………………………6

1.2. особенности взаимоотношений детей и родителей………………….16

1.3. Самостоятельность  как компонент становления 

            самоорганизации детей………………………………………………...36

2. УСЛОВИЯ И ПУТИ  ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 

    В СЕМЬЕ…………………………………………………………………….44

2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений

            между родителями и детьми…………………………………………..44

2.2. Самостоятельность  как личностное качество и  фактор 

            позитивных отношений между детьми и родителями……………….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он  сохраняет  в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности  ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину  сформировался как личность. [9, 204с.]

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры,  – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья.

Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную,  долговременную и важнейшую  роль. У  тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему  поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.

В настоящее время  проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в  России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.)  обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье.

 

Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.

Предмет исследования:  условия позитивных взаимоотношений в семье.

Цель работы:  выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.

Задачи исследования:

    1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
    2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей.
    3. Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка.

Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:

    1. позиция родителей основана на гуманности и любви;
    2. установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.

Методы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.
    2. Беседы.
    3. Наблюдение.
    4. Тестирование.
    5. Методологической основой исследования является: учение о влиянии семьи как социальной и культурной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой среды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая  значимость исследовательской работы заключается в оптимизации в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами ребенка.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности

 

 

  • Социально-психологический анализ семьи
  •  

    Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды.

    Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с  другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными обществами, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам.

    Через эти группы осуществляется воздействие  идеологии общества на психологию составляющих их людей. [2, 236 с.]

    Непосредственным проводником  влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

    Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. [16, 208 с.]

    Семья как малая группа характеризуется  глубокой внутренней психологической  и поведенческой обязанностью ее членов, которая делаем ее относительно автономным социально-психологическим  образованием.

    Семью можно отнести  к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

    Для того, чтобы назвать  семью коллективом, она должна соответствовать  ряду весьма высоких требований, которые  определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:

    -    успешно справляться с возложенными на неё задачами;

    -    иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

    создавать   для   каждого   своего   члена  возможность   развития   как личности;

    Психологически развитой как коллектив  считается такая семья, в которой  сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности.

    Таких малых групп, которые  бы полностью бы отвечали всем требованиям  коллектива, в действительности почти  нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между  слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

    Одни и те же члены  семьи в различных характерных  для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для  более точной характеристики места  каждого человека в структуре  внутрисемейных отношений психологи  пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя», «установка» и «роль». Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.[20 238 с.]

    В отличие от позиции  статус человека в семье - это реальная характеристика его положения в  системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

    Проблемами семейного  воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.

    Внутренняя установка  человека в системе внутрисемейных отношений - это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет  и степень внимания на остальные  члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

    В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений.

    Итак, семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И,  вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [23, 202 с.]

    Семья- это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется  сложная система взаимосвязанных  процессов. Нарушение одного процесса влияет за собой к дисфункции других сфер в системе селом.

    Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

    Проблемы брака и  семьи всегда вызывают интерес исследователей. Многие вопросы, связанные с воспитанием  детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Дети, разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом развитии или иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». [9, 10 с.]

    Информация о работе Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка