Влияния семьи на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
. Дать характеристику понятия и функций семьи.
. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.
. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия родителей с детьми являются занятия  в форме психологического тренинга. В таких группах:

устанавливается взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослыми (педагогом, родителями) и детьми;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению  к родителям и детям;

каждый ребенок  и взрослый принимаются такими, какие  они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность;

занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации совместно с родителями;

у детей на занятиях создается чувство безопасности и дозволенности в системе  отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Из числа семей  с серьезными проблемами детско-родительских взаимоотношений и нуждающихся  в психологической помощи, создаются  развивающие-коррекционные группы.

Общие рекомендации по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей:

1. Эмоциональное  выражение чувств. Для ребенка очень важна атмосфера, которая создается в семье. «Холодный» родитель не сможет показать ребенку всю красоту окружающего мира, всю гамму чувств и эмоций в человеческих отношениях, и, следовательно, научить любви. Ребенок в точности копирует «маски» своих родителей, степень их искренности и доверительности в отношениях.

2. Прикосновение. Любому ребенку необходима ласка. Достаточно пожелать доброе утро, обнять, чтобы ребенок весь день чувствовал вашу поддержку.

3. Слова  поощрения. Мы редко хвалим ребенка, замечая только их ошибки. Очень важна своевременная похвала, одобрение, поддержка. Но необходимо помнить, что нельзя хватить не по делу: иначе он научиться обманывать - ведь в глубине души он чувствует, что его хвалят не по заслугам.

4. Забота  и помощь. Это может быть помощь в подготовке школьных предметов, проведения праздников. Но помогать ребенку - это не значит делать за него, а делать вместе, передавая ему все больше и больше инициативы, приучая к ответственности. Пользы от такого совместного творчества будет намного больше, чем от постоянной опеки.

5. Время. Некоторые родители переживают, что проводят слишком мало времени в силу различных обстоятельств. Однако, важное значение имеет то, КАК именно вы его проводите. Пусть хотя бы на несколько минут интересы ребенка станут вашими.

6. Совместная  деятельность. Ребенок всегда с радостью принимает участие в мероприятиях, проводимых семьей. Можно поручить ребенку часть работы, которая ему по силам, включая в «круг взрослых» обязанностей, подчеркивая важность его труда для общего дела.

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека; она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь.

Заключение

 

Завершая работу, выделим основное.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние  на формирование личности ребенка оказывает  семья. Ни с чем несравнимо ее влияние  на развитие ребенка. Семья не только дарит человеку жизнь, но это и то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова.

Влияние семьи  на развитие личности разнообразно в  зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции.

Чтобы строить  позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Для  этого проводятся различные психодиагностические исследования, используются различные  методики, опросы, анализ детского рисунка, на основе которых эти отношения корректируются. Поэтому, в целях подтверждения заявленной гипотезы, был проведен констатирующий эксперимент.

Выявление влияния  семьи на формирование личности ребенка  проведено в ходе практического  исследования, организованного и проведенного на базе МОУ СОШ № __г. Зеленогорска Красноярского края.

Для диагностики  детско-родительских отношений использовались методики: опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, «Рисунок семьи» для выявления особенностей внутрисемейных отношений, которые и позволили выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка младшего школьного возраста с родителями.

Изучение по методике «Рисунок семьи» выявило, что  дети из большинства обследованных  семей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

С целью выявления  в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос  по А.Я. Варга и В.В. Столина, который показал, что многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств  определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Анализ результатов  психодиагностических исследований семей  позволил сделать вывод и о  том, что в психологической коррекции  нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

 

Список  используемой литературы

 

1.Акрушенко А.В.  Психология развития и возрастная  психология: конспект лекций / А.В.  Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.

2.Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая  деятельность по формированию  детско-родительских отношений в  семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина  // Проблемы и перспективы развития  образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

.Артамонова Е.И. Психология  семейных отношений с основами  семейного консультирования Е.И.  Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова  и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

.Гамезо М.В. Возрастная  и педагогическая психология: Учебное  пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова,  Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество  России, 2003. - 507 с.

.Дружинин В.Н. Психология  семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.

.Жигинас Н.В. Возрастная  психология: учебное пособие для  вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.

.Коджаспирова Г.М. Педагогика  в схемах, таблицах и опорных  конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.

.Коробицына Е.В. Формирование  позитивных взаимоотношений родителей  и детей 5-7 лет: диагностика,  тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В.  Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

.Коррекция детско-родительских  отношений: Методические рекомендации  для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.

.Куликова Т.А. Семейная  педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ  «Академия», 2000. - 232 с.С. 30.

.Мальтиникова Н.П. Методологические  приоритеты рассмотрения детско-родительских  отношений в системе взаимодействия  образовательного учреждения с  семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология  педагогики: актуальные проблемы  и перспективы. - Челябинск. - 2009. - С. 122-125.

.Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.

.Селиверстов В.И. Специальная  семейная педагогика / В.И. Селиверстов,  О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и  др. - М. Владос, 2009. - 358 с.

.Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.

.Сермяжко Е.И. Семейная  педагогика в вопросах и ответах:  Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 128 с.

.Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

.Схемы и таблицы по  психологии и педагогике (учебно-методическое  пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С.  Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с. С. 86-88.

.Тейлор К. Психологические  тесты и упражнения для детей.  Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.:Владос-пресс, 2007. - 224 с.

.Шведовская А.А. Особенности  переживания детско-родительских  отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 30 с.

.Шевцова С.В. Психология  семьи как предмет научного  анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - 2004. - №4 - С. 79-82.

 


Информация о работе Влияния семьи на развитие личности