Влияния семьи на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
. Дать характеристику понятия и функций семьи.
. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.
. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Методы  воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно  индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов  зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о  ценностях, стиля отношений в  семье и др.

Вследствие этого  методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей - сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и др.);

метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий - просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и др.

Личный  пример.

Конечно, в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

знание родителями своих детей и учет их положительных  и отрицательных качеств: что  читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений  в семье, стремление и способность  воспитывать личным примером;

в случае предпочтения совместной деятельности в системе  воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

учет уровня педагогической культуры родителей.

Итак, на формирование определенных черт личности ребенка  оказывают влияние различные  факторы.

Так, воспитание, характеризующееся  теплыми отношениями при сильном  ограничении свободы поведения  формирует у ребенка такие  черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.

Нормальная семейная атмосфера - основа формирования личности.

Для этого необходимо:

осознание родителями своего долга и чувства ответственности  за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

организация жизни  и быта семьи, в основе которой  лежит равенство всех членов, привлечение  детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

в разумной организации  отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, семья - это первая школа общения  ребенка.

 

2. Констатирующий  эксперимент

 

2.1 Организация  исследования

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что семья является важным фактором формирования личности ребенка. Это позволило подготовить и провести констатирующий эксперимент.

Констатирующий  эксперимент - это эксперимент, при  котором экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. Педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической проблемы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями.

Целью констатирующего эксперимента является определение влияния семьи на формирование личности младшего школьника.

Задачи констатирующего эксперимента:

) подбор диагностического  материала, направленного на исследование  влияния семьи на формирование личности младшего школьника;

) проведение  констатирующего исследования;

) анализ полученных  результатов.

Исследование  проходило в МОУ СОШ № __ г. Зеленогорска, Красноярского края. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А»  класса (10 человек), а также их родители (10 человек).

Непосредственно исследованию предшествовала беседа с  педагогами, воспитателями. Цель беседы: получить основные данные о семье, установить контакт с семьей. В результате были получены следующие данные: из 10 детей - семь воспитываются в полной семьи (мать, отец, дети), двое из многодетной (в семье по три ребенка), один из неполной (воспитывает мать).

Для исследования были отобраны диагностические методики, которые обеспечили диагностику влияния семьи на формирование личности.

При работе с  родителями используется:

) методика диагностики  родительского отношения А.Я.  Варга, В.В. Столина.

При работе с  детьми используются следующие методы:

) беседа с  детьми;

) Рисунчатый  тест «Моя семья»;

Чтобы выявить  уровень представлений о роли родителей в их жизни мы провели опрос детей. Опрос проходил индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, с детьми были установлены доверительные отношения. Дети охотно соглашались на беседу. Опрос детей, участвующих в эксперименте показал:

% опрошенных  детей удовлетворены общением  с родителями, при этом общение  у 50% преобладает с матерью,  и лишь 20% в основном общаются  с отцом;

% считают, что  их настроение зависит от взаимоотношений  в семье;

% хотели бы  быть похожим на мать или отца, при этом 35% хотели бы перенять у родителей только отдельные черты, но15% детей ответили отрицательно.

Рисунчатый  тест «Моя семья» предназначен для выявления особенностейвнутрисемейных отношений, и состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Цель методики: прояснить отношения ребенка  к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Ребенку дают простой  карандаш средней мягкости и стандартный  чистый лист бумаги формата А4. Использование  каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., ответ уклончивый, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок  рисует, следует ненавязчиво производить  наблюдение за ним, отмечая такие  моменты, как:

порядок заполнения свободного пространства.

порядок появления  персонажей рисунка.

время начала и  окончания работы.

возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов  рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

время, затраченное  на выполнение отдельных персонажей.

эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании  рисунка попросить ребенка подписать  или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок  будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа носит  легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения, по схеме:

Кто нарисован  на рисунке? Что делает каждый член семьи?

Где работают или  учатся члены семьи, какую роль он отводит каждому?

Кто в семье  самый хороший и почему?

Кто самый счастливый и почему?

Кто самый грустный и почему?

Кто больше всех нравится ребенку и почему?

Как в этой семье  наказывают детей за плохое поведение?

Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Как в семье  распределяются домашние обязанности?

При оценке рисунков учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Интерпретация результатов теста и особенности анализа рисунка представлены в Приложении 2.

Методика  диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин). Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Инструкция: Текст опросника состоит из 61 утверждения, внимательно прочитайте утверждения, напротив каждого поставьте ответ «верно» или «+», если оно совпадет с вашим мнением, или «неверно» или «-», если не совпадет.

Опросник состоит  из 5 шкал:

. «Принятие-отвержение».  Эта шкала выражает собой общее  эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

. «Кооперация». Эта шкала выражает стремление  взрослых к сотрудничеству с  ребенком, проявление с их стороны  искренней заинтересованности и  участие в его делах.

. «Симбиоз».  Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

. «Авторитарная  гиперсоциализация». Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

. «Маленький  неудачник». Эта, последняя шкала  показывает, как взрослые относятся  к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных на соответствующие  вопросы. Подсчитывается количество положительных  ответов по каждому показателю, и  даются описания родительского отношения. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение; социальная желательность; симбиоз; гиперсоциализация; инфантилизация (инвалидизация).

 

.2 Анализ  результатов исследования

 

Анализ рисунков теста «Моя семья» осуществлялся по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов, по следующим показателям:

) Благоприятная  семейная ситуация.

) Тревожность.

) Конфликтность  в семье.

) Чувство неполноценности  в семейной ситуации.

) Враждебность  в семейной ситуации.

На основании  этих показателей выявили наличие  у ребенка указанных симптомов (табл. 1) и уровни влияния на него семейных отношений.

 

Таблица 1. Анализ теста «Моя семья»

№ семьиИмя Ф.Благоприятная  семейная ситуацияТревожностьКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации1Денис С.0,50,40,10,10,22Света А.0,70,40,30,20,13Гали К.0,32,52,00,10,44Настя К.0,80,10005Саша З.0,50,20,10,20,26Коля М.0,70,50,30,207Игорь Р.0,24,52,30,50,58Наташа В.0,60,30,30,20,29Вера Ц.0,60,300,2010Юля М.0,60,500,20Всего баллов5,59,75,41,91,6

Из таблицы  видно, что в семье №1 ребенок  чувствует тревожность 0,4 что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной  семейной ситуацией. В семье №2 несмотря на благоприятную ситуацию (0,7) ребенок ощущает тревожность. В семье №3 ситуация с ребенком очень тревожная, так как высокие показатели по всем неблагоприятным параметрам. В семье №4 ситуация самая благоприятная - 0,8 баллов. В семье №5 несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность по всем показателям. В семье №6 ребенок, несмотря на благоприятную ситуацию, также ощущает повышенную тревожность. В семье №7 ребенок ощущает резко выраженную тревожность в семье. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность и самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов. В семье №8 ребенок ощущает повышенную тревожность и враждебность. В семьях №9 и №10 семейная ситуация благоприятная, но при этом также проявляется тревожность. Общая сумма баллов по отношению к комплексам: наибольшее количество баллов -9,7 по симптомокомплексу тревожность; затем 5,5 баллов по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация; конфликтность -5,4 балла; чувство неполноценности - 1,9 баллов и враждебность -1,6 балла.

Информация о работе Влияния семьи на развитие личности