Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Отношения с другими людьми являются основой становления личности человека. Эти отношения во многом определяют нравственную ценность человека и его самосознание. Становление межличностных отношений наиболее интенсивно происходит в детском возрасте. К концу дошкольного возраста у ребенка складывается определенный тип отношения к сверстникам, который проявляется в общении с ними. Неудачный опыт первых отношений со сверстниками в дальнейшем может стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека. В этой связи чрезвычайно важно выявить факторы, влияющие на становление общения и отношений дошкольников со сверстниками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы семьи и особенности внутрисемейного общения с детьми дошкольного возраста…………………………………………………7
1. 1. Понятие “родительские отношения”, виды, критерии…………. …..................7
1.2. Особенности общения родителей с детьми дошкольного возраста……………………………………….……………………………………..…………….12
Выводы…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста………………………………………………….21
2.1. Особенности общения детей дошкольного возраста…… ……………….21
2.2. Проблема общения детей дошкольного возраста под влиянием родительского отношения……………………....……………………. ………..28
Выводы…………………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы ..……………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Проблема общения детей дошкольного возраста под влиянием родительского отношения и пути её решения    

   Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает.

   В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения.

   Многочисленные исследования показывают, что число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от аутизма, становится все больше. Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы [8].

Особенности поведения  и самочувствия ребенка зависят  от стиля воздействия на него родителей, от выбранной ими модели общения  с ним [2].

Табл. 8.1. Стили  общения родителей с детьми

 

Стиль общения

Характер отношений

Методы  воздействия

Результат

Авторитарный

Жесткий 

Пренудительные: — требования неукоснительного подчинения; подавление инициативы; наказания 

Тормозит развитие чувства длга и волевых усилий. У ребенка воспитываеться привычка поступать в соответствии с принятыми кем-либо решениями

Развивается беспомощность.

Возможен комплекс неполноценности

Либерально-попустительский

Вседозволяющий, вследствие чего ребенок не знает, что  можно делать, а чего нельзя 

К ребенку относятся  излишне ласково, ему не дается каких-либо ориентиров 

Отсутствие  самостоятельности, активности

Демократический 

Доброжелательный 

Внушение, убеждение 

Ребенок получает положительные эмоции, у него проявляются  уверенность в себе, тяга к сотрудничеству, совместной деятельности


 

 Если в  семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение  друг к другу, взаимопомощь, то  в такой атмосфере у ребенка  развивается способность к позитивному  взаимодействию с окружающим  миром. Малыш в таком случае  усваивает особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

Взрослый, развивая общительность ребенка, должен увлекать его, «заражать» переживаниями. Только в этом случае можно преодолеть негативные способы общения дошкольника.

Увлечь ребенка  общением возможно тогда, когда взрослый действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства»  исходя из взятой на себя роли. Но нельзя и «переигрывать», чтобы не исказить у ребенка представление о мире, чувствах и средствах их выражения.

   В иных семьях принято разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности, при этом родители общаются с ним очень мало.

В этом случае ребенок будет вести себя соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же замкнется, не умея налаживать контакты с окружающими.

   Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во взаимоотношениях с ровесниками.

   Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обучение общению — процесс естественный. Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители.

Сами родители должны показывать ребенку образцы  правильного общения [19].

Дети, воспитывающиеся  в условиях демократического стиля  общения, легко воспринимают новый  вид деятельности, редко когда  боятся ошибиться. Они активны, жизнерадостны, делятся успехами, помогают друг другу  в случае неудач, успешно решают задачи. Дети-лидеры сохраняют свое лидерство.

 Дети, воспитанные  в условиях авторитарного стиля,  скованны, им не хватает смелости  работать самостоятельно. Они нуждаются  в совете, оценке, а то и в  прямом руководстве со стороны  взрослого. Им важнее оценка  взрослого, чем сверстника. Дети-лидеры теряются, так как надо не копировать взрослых, а действовать самостоятельно, проявляя свои способности.

 Дети, воспитанные  в условиях либерального стиля,  ведут себя иначе. Они эмоционально  неорганизованны, с трудом могут  сосредоточиться. Сконцентрировать внимание им помогают только игры.

   При нарушении семейных отношений у детей возможны характерологические, личностные отклонения, такие как нарушение личностного общения. Одной из причин этого может быть «тяжелый» характер родителей. Характер воспитывается характером.

Мать и отец по-разному общаются с сыном и  дочерью:

сын усваивает  особенности общения отца и свойственную его поведению половую роль;

дочь усваивает  особенности общения матери и  соответствующую половую роль.

   В неполной семье, когда у ребенка есть только одна мать, отсутствует образец мужского поведения, а потому для сына нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип поведения, или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет прообраза будущего партнера (мужа).

   Пока ребенок маленький, ему не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая возбудимость.

Кто из родственников может помочь реализовать потребность ребенка в отце?

Взрослый мужчина  может дать ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход  из создавшегося положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи. Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка.

   Иногда складывается такая ситуация, когда у родителей  большое желание иметь сына, но, вопреки ожиданиям, у них рождается девочка.

Зачастую в  такой семье воспитание дочери окрашивается мальчишескими мотивами. Соответственно этому будет строиться и общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить, так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В результате воспитания неправильно реализуется любовь к ребенку.

   Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они с детства разочаровываются в возможности существования хороших отношений.

   Важно, чтобы в семье было дружеское взаимопонимание. Личностно-ориентированный стиль общения объединяет всех. Возникает чувство «мы», сопричастность общему делу (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Оптимальное  распределение ролей в семье

Роль матери 

Роль отца

Эмоциональная 

Стабилизирующая

• Женственность 

• Мужественность

• Мягкость 

• Уравновешенность

• Слабость 

• Сдержанность

• Подчиненность 

• Последовательность

ВАЖНО

Единство взглядов на вопросы:

• воспитания и  общения;

• взаимопонимания;

• оптимальной  дистанции общения

Недопустимо создавать  два лагеря (нейтрально или враждебно  настроенных):

 

• у матери —  «свой» ребенок;

 

• у отца —  «свой» ребенок.

Не должно быть самоутверждения одного из супругов за счет другого.

Не отводить отцу роль «карающей силы» для  наказания детей




 

   Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.

Родительская  позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Родителям чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в глазах своего ребенка?». Особенно это важно в таких ситуациях:

 телефонный  разговор, в котором приходится  выговориться;

 отзывы по  поводу гостей, которым только  что улыбались;

 рассуждения  по поводу увиденного на экране телевизора и т. д.

   Иногда родителям можно  предложить своему  малышу поиграть и в процессе игры с помощью косвенных вопросов выяснить, каково его отношение к ним, каким он их видит, как копирует, что из сказанного родителями запоминает.

Наблюдая за ребенком в ситуации игры можно  определить:

 берет ли  он на себя роли родителей  (отца, матери);

 каким образом  он их выполняет (слова, высказывания, действия, отношения);

 какие ситуации  семейной жизни чаще отражаются  в игре?

   Для развития общения ребёнка на протяжении дошкольного детства родителям необходимо знать:

 как развивается  общение с возрастом;

 какие виды  и формы общения существуют  на каждом возрастном этапе  развития;

 как определить  уровень развития общения;

 как компенсировать возможные недостатки общения.

 Чтобы понять, какое влияние оказывает общение  на развитие личности ребенка,  надо знать, как через общение  развивать мотивы и смыслы  действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность  и т. п. [21].

Принципы  построения общения взрослого с ребенком.

 Принять  ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми  его индивидуальными особенностями,  плюсами и минусами. В семье  этому способствует безусловная  любовь, которую малыш должен  чувствовать всегда.

 Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

 Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.

 Ребенок  не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь  родителей, становятся неуверенными  в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

   Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Педагогическая поддержка — непосредственный акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для ребенка и взрослого.

В режиме диалога  А. Витковский выделил семь шагов решения проблемы:

 Заметить  эмоциональное состояние ребенка.

 Помочь ему  увидеть свою проблему.

 Помочь определить  к ней свое отношение.

 Помочь определить, что делать.

 Помочь определить, как делать.

 Стимулировать  выбор ребенком варианта решения.

 Стимулировать  выработку им плана действия [1].

   Могут быть и другие формы и методы поддержки. Так, можно использовать приведение характерного жизненного примера.

Поддержка может  определять уже то, что происходит взаимодействие взрослого и ребенка как близких по духу и интересам людей, как друзей, значимых друг для друга. Там, где есть товарищеские отношения взрослого с ребенком, воспитания как особой педагогической деятельности не нужно. В этом случае налицо эффект педагогического влияния без произнесения наставляющего слова. Товарищеские отношения обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится для ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже мощный воспитательный фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1. Содержание общения детей не остаётся неизменным в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа:

- в  младшем дошкольном возрасте  общение крайне ситуативно - оно  целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера;

- в  среднем дошкольном возрасте  детям необходимо сотрудничество  и содержательное общение - то  есть игра. На этом этапе не  менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника;

- к  6-7 годам ребенок способен к внеситуативному общению, на первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

2. Особенности поведения и самочувствия ребенка, общение со сверстниками зависят от стиля воздействия на него родителей, от выбранной ими модели поведения и общения с ним.

Дети, воспитывающиеся в условиях демократического стиля общения, легко воспринимают новый вид деятельности, редко когда боятся ошибиться.

Дети, воспитанные в условиях авторитарного  стиля, скованны, им не хватает смелости работать самостоятельно.

Дети, воспитанные в условиях либерального стиля, эмоционально неорганизованны, с трудом могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание им помогают только игры.

Одной из причин нарушения личностного  общения может быть разный характер общения с ребёнком матери и отца.

Информация о работе Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста