Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Отношения с другими людьми являются основой становления личности человека. Эти отношения во многом определяют нравственную ценность человека и его самосознание. Становление межличностных отношений наиболее интенсивно происходит в детском возрасте. К концу дошкольного возраста у ребенка складывается определенный тип отношения к сверстникам, который проявляется в общении с ними. Неудачный опыт первых отношений со сверстниками в дальнейшем может стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека. В этой связи чрезвычайно важно выявить факторы, влияющие на становление общения и отношений дошкольников со сверстниками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы семьи и особенности внутрисемейного общения с детьми дошкольного возраста…………………………………………………7
1. 1. Понятие “родительские отношения”, виды, критерии…………. …..................7
1.2. Особенности общения родителей с детьми дошкольного возраста……………………………………….……………………………………..…………….12
Выводы…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста………………………………………………….21
2.1. Особенности общения детей дошкольного возраста…… ……………….21
2.2. Проблема общения детей дошкольного возраста под влиянием родительского отношения……………………....……………………. ………..28
Выводы…………………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы ..……………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В неполной семье, отсутствует образец мужского или женского поведения, для ребёнка нет образца для собственной роли.

Дети  из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении  со своими сверстниками.

Родительская  позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Ребенок всегда должен чувствовать поддержку  со стороны родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Курсовая работа посвящена изучению влияния родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста. Исследование проведено на теоретическом уровне.

    В первой главе представлен теоретический анализ психологического  содержания  типов родительских отношений к ребёнку дошкольного возраста.  Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.   Отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях, выделены основные позиции родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка. Изучив типы семейных отношений, мы определили следующие: диктат, опеку, невмешательство, сотрудничество, паритет. На основании анализа психолого-педагогических исследований мы также определили следующие критерии родительских отношений: «принятие – отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».

Нами сделан вывод, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

   В первой главе также дана характеристика внутрисемейного общения с взрослого с ребёнком. Раскрыта психологическая сущность потребности ребёнка в общении, которая состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей; имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит: деловые, познавательные и личностные.

Мы представили  описание различных форм общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, познавательная и личностная.

Психологические исследования показали, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психологических способностей и качеств ребенка. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

   Во второй главе мы рассмотрели возрастные особенности общения детей на протяжении дошкольного возраста. Анализ позволил выявить отличительные особенности общения детей на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте существенным отличием является преимущество эмоционального общения, в процессе такого общения ребёнок озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством.

Через сравнение  со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. Существенно меняются и отношения между детьми к шести годам, значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

   Анализ  проблемы общения детей дошкольного возраста под влиянием родительского отношения позволил нам сделать следующие выводы:

В семье ребенок  проводит большую часть своего времени  с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение.

Взрослый, развивая общительность ребенка, должен увлекать его, «заражать» переживаниями. Только в этом случае можно преодолеть негативные способы общения дошкольника.

Сами родители должны показывать ребенку образцы  правильного общения.

Дети, воспитывающиеся  в условиях демократического стиля  общения, легко воспринимают новый  вид деятельности, редко когда  боятся ошибиться.

Дети, воспитанные  в условиях авторитарного стиля, скованны, им не хватает смелости работать самостоятельно.

Дети, воспитанные  в условиях либерального стиля, эмоционально неорганизованны, с трудом могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание им помогают только игры.

Одной из причин нарушения личностного общения может быть разный характер общения с ребёнком матери и отца.

В неполной семье, отсутствует образец мужского или женского поведения, для ребёнка нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип поведения, или выбирает поведение грубое и жестокое.

Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками, они с детства разочаровываются в возможности существования хороших отношений.

Важно, чтобы  в семье было дружеское взаимопонимание. Личностно-ориентированный стиль общения объединяет всех. Возникает чувство «мы», сопричастность общему делу.

Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Супружеские отношения формируют  определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.

Родительская  позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родителей.

Если взрослый становится для ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже мощный воспитательный фактор.

   Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена. Следует  отметить необходимость проведения эмпирического исследования с целью подтверждения результатов по данной проблеме в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии - 1994 № 1 - с. 122-127
  2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. . канд. психол. наук. — М., 1986
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956
  4. Л.С. Выготский. Младенческий возраст// Собр. соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1982-1984
  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996.
  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.
  7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение,1988.
  8. Комиссаренко Т. И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками.// Новые исследования в психологии. — 1977 № 1 — с. 45 -49.
  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 1999.
  10. Левкович В. И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. - с.68 – 72.
  11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка - М.: Изд-во «Институт практической психологии, 1997.
  12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения -  М.: Педагогика,1986.
  13. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии — М.: Наука, 1981.
  14. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: Уч. пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям — М.: Академия, 2000.
  15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. -  М.: Психология образования, 1994.
  16. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы - М., 1996.
  17. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений // Вопросы психологии — 2001 № 1 — стр. 19 — 26.
  18. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А. Г. Рузской М.: Педагогика, 1989.
  19. Смирнова Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. — 1996 №6 - стр. 76-87.
  20. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  21. Соколова М. В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: Автореф. дисс.канд. психол. наук. —М., 2003.

 


Информация о работе Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста