Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Отношения с другими людьми являются основой становления личности человека. Эти отношения во многом определяют нравственную ценность человека и его самосознание. Становление межличностных отношений наиболее интенсивно происходит в детском возрасте. К концу дошкольного возраста у ребенка складывается определенный тип отношения к сверстникам, который проявляется в общении с ними. Неудачный опыт первых отношений со сверстниками в дальнейшем может стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека. В этой связи чрезвычайно важно выявить факторы, влияющие на становление общения и отношений дошкольников со сверстниками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы семьи и особенности внутрисемейного общения с детьми дошкольного возраста…………………………………………………7
1. 1. Понятие “родительские отношения”, виды, критерии…………. …..................7
1.2. Особенности общения родителей с детьми дошкольного возраста……………………………………….……………………………………..…………….12
Выводы…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста………………………………………………….21
2.1. Особенности общения детей дошкольного возраста…… ……………….21
2.2. Проблема общения детей дошкольного возраста под влиянием родительского отношения……………………....……………………. ………..28
Выводы…………………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы ..……………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Тверской  государственный университет»

Педагогический  факультет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста

                                                                                 

 

 

 

                                      

Автор  Студентка 1 курса

 

Научный руководитель:

 

 


.                                                                        

Тверь, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблемы семьи и особенности внутрисемейного общения с детьми дошкольного возраста…………………………………………………7

1. 1. Понятие “родительские отношения”, виды, критерии…………. …..................7

1.2.   Особенности общения родителей с детьми дошкольного возраста……………………………………….……………………………………..…………….12

Выводы…………………………………………………………………………...20

Глава 2. Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста………………………………………………….21

2.1. Особенности общения детей дошкольного возраста…… ……………….21

2.2. Проблема общения детей дошкольного возраста под влиянием родительского отношения……………………....……………………. ………..28

Выводы…………………………………………………………………………...37

Заключение……………………………………………………………………...39

Список  использованной литературы ..……………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

    Отношения с другими людьми являются основой становления личности человека. Эти отношения во многом определяют нравственную ценность человека и его самосознание. Становление межличностных отношений наиболее интенсивно происходит в детском возрасте. К концу дошкольного возраста у ребенка складывается определенный тип отношения к сверстникам, который проявляется в общении с ними. Неудачный опыт первых отношений со сверстниками в дальнейшем может стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека. В этой связи чрезвычайно важно выявить факторы, влияющие на становление общения и отношений дошкольников со сверстниками.

Естественно, возникает  вопрос об источниках и факторах формирования того или иного типа отношения  к другим детям. Среди них обычно выделяют опыт общения со сверстниками, в котором отрабатываются коммуникативные  навыки и формируются дружеские отношения между детьми. Однако практика показывает, что опыт пребывания в детском коллективе сам по себе не обеспечивает доброжелательного отношения к сверстникам, что отчетливо можно видеть на примере воспитанников детского дома.

   Согласно  современным  представлениям  о  движущих  силах,  источниках  и  условиях развития  психики  и  личности  человека,  психическое  развитие  ребенка  опосредовано общением  и  взаимодействием  со  взрослым,  в  первую  очередь,  с  родителем.  Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии,

признании,  защите,  эмоциональной  поддержке,  уважении (Э.Эриксон,  А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт,  Э.Бронфенбреннер,  Дж.Боулби,  М.Эйнсворт,  П.Криттенден,  А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина) [5].

   Влияние семьи на психологические особенности ребенка и становление его личности неоднократно изучалось в зарубежной и отечественной психологии (3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Д. Боулби, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и другие). В настоящее время достаточно широко рассмотрено влияние родительского отношения на зарождение отдельных личностных показателей ребенка, таких как: становление образа «Я» ребенка (М.И. Лисина, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева); нравственное и эмоциональное развитие (СП. Тищенко, В.М. Огуцкий); саморегуляция (М.И. Борлишевский, Е.В. Субботский), самостоятельность (Е.П. Кононко, В.К. Котырло) и др[11].

   В  общении  ребенка  со  взрослым  создается "зона ближайшего  развития",  где  сотрудничество  со  старшим  партнером  позволяет  ребенку реализовать  свои  потенциальные  возможности.  Специфика  самой  потребности  в  общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них – к самопознанию и самооценке (Э.Фромм,  Э.Эриксон,  Р.Бернс,  Л.И.Божович,  М.И.Лисина,  А.М.Прихожан) [14].

Продуктами  взаимодействия со взрослым являются образ себя и другого, а также  отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.

   В  процессе  воспитания  ребенка  в  семье  особое  значение  приобретает  родительская позиция,  включающая  такие  компоненты,  как  особенности  эмоционального  отношения  к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения  проблемных  ситуаций,  социальный  контроль  и  находящая  выражение  в  типе семейного  воспитания (Х.Джайнот,  Д,Баумринд,  А.Е.Личко,  А.Я.  Варга,  А.А.Бодалев, В.В.Столин, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова) [19]. В литературе описана обширная феноменология  стилей  семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов  воспитания  занимались  многие  отечественные  и  зарубежные  исследователи

(Д.Баумринд, А.Е.Личко,  Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Т.Хоментаускас, А.Я.Варга и др.) [10].

   Влияние родительского отношения на характер общения ребенка со сверстниками исследовалось преимущественно в зарубежной психологии. Вместе с тем влияние родительской позиции на особенности в общении с детьми не были предметом специального изучения.

   Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что в ней исследуются факторы, способствующие и препятствующие становлению нормальных, конструктивных отношений ребёнка с другими детьми: нарастание различных трудностей в общении со сверстниками у современных детей (агрессивности, мстительности, обидчивости, демонстративности и др.) делают данную тему особенно актуальной.

   В раннем и дошкольном возрасте определяющую роль в становлении личности ребёнка играет родительское воспитание. Однако в отечественной психологии влияние родительского отношения на особенности общения ребёнка со сверстниками исследовано явно недостаточно.

Это определило выбор объекта и предмета исследования.

Объектом данного исследования являются особенности общения детей дошкольного возраста.

 Предметом  исследования – родительское отношение к детям дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования. В основу исследования легло предположение о том, что  существует прямая зависимость между родительским отношением и особенностями общения детей дошкольного возраста.

Цель исследования: Изучение  психологических  особенностей  общения и  видов  детско–родительских отношений в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1.  Теоретический   анализ  психологического  содержания  типов родительских отношений к ребёнку дошкольного возраста

2.  Изучение особенностей внутрисемейного общения с ребёнком

3.  Изучить психологические особенности общения детей на протяжении дошкольного возраста

4.  Выявление  связи  между  родительским  отношением  и  особенностями общения детей дошкольного возраста

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

   Данная работа содержит две главы. В первой главе рассматриваются следующие вопросы: понятие “родительские отношения”, их виды, критерии; а также особенности общения родителей с детьми дошкольного возраста. Во второй – изучаются психологические особенности общения детей дошкольного возраста; проблемы общения детей под влиянием родительского отношения. Каждая глава заканчивается кратким выводом. В заключение работы приведены главные выводы, подтверждающие взаимосвязь между родительским отношением к ребёнку и особенностями общения детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемы семьи и особенности внутрисемейного общения с детьми дошкольного возраста

1. 1. Понятие “родительские отношения”, виды, критерии

  Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на особенности общения детей, рассмотрим значение семьи в жизни ребёнка.

   Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все  времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия “семья”, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

   В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:

    “Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений” [7].

    По  мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена” [9].

    В  социологии семья рассматривается  как:

-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

-основной фактор  в социализации;

-социальный  институт, регулирующий различные  стороны жизни на основе принципов  и правил, принятых в обществе;

-социльная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

-общность, для  которой характерна особая система  межличностных отношений.

    По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров,  И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка [7].

    Положительное  воздействие на личность ребёнка  состоит в том, что никто,  кроме самых близких для него  в семье людей, не относится  к ребёнку лучше, не любит  его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По  мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семейное воспитание” – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное  воспитание – сложная система.  Оно должно основываться на  определённых принципах и иметь  определённое содержание, которое  направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность  и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение  детей в жизнедеятельность семьи  как её равноправных участников;

-открытость  и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность  взаимоотношений в семье;

-последовательность в  своих требованиях (не требовать  невозможного);

-оказание посильной помощи  своему ребёнку, готовность отвечать  на вопросы.

    Реализация этих  принципов будет зависеть и  от типа воспитания:

  Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

    Основой семейного  микроклимата, по мнению исследователей  А.С. Макаренко, А.В. Петровского,  А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

    Именно по отношению  родителей к своему ребёнку,  как считает Е.М Волкова, можно  предположить, каким он станет  в будущем.

    По мнению А.Я.  Варга и В.В. Столина, “родительские отношения” – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Проблемой влияния  родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие [16].

    С. Соловейчик  считает, что отношения родителей  к ребёнку отличаются высокой  психологической напряжённостью  и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

    П.Ф. Лесгафт  выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

 

2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4. Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

Информация о работе Влияние родительского отношения на особенности общения детей дошкольного возраста