Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей.
3. Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………..6
1.1. Социально-психологический анализ семьи……………………………6
1.2. особенности взаимоотношений детей и родителей………………….16
1.3. Самостоятельность как компонент становления
самоорганизации детей………………………………………………...36
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЕ…………………………………………………………………….44
2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми…………………………………………..44
2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор
позитивных отношений между детьми и родителями……………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние взаимоотношений на личность.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)
  1. В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,63 балла, II- 0,6 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

 Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) – состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа – это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа – это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу – тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная   семейная ситуация – 45 баллов; III - конфликтность – 3,1 балла; IV - чувство неполноценности – 1,4 балла; V  - враждебность – 2,2 балла. (Приложение 3).

Таким образом, можно  заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную  с семейным микроклиматом, взаимоотношениями  в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был  выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина). Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка и его поступков. (см. Приложение 4).

Данный опросник состоит  из 61 утверждений. Опросник заполняли  оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I – «принятие – отвержение»; II – «кооперация»; III – «симбиоз»; IV – «авторитарная гиперсоциализация»; V – «маленький неудачник» получили следующие результаты:

в семье 01 по параметру  получили баллы

мать - 11 баллов, это в  процентах - 68,35%.

отец - 15 баллов, это в  процентах - 90,50%.

По II параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 31,19%.

отец - 4 б, в процентах - 9,77%.

По III параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 86,63%.

отец - 2 б, в процентах - 39,06%.

 По IV параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 95,74%.

отец - 5 б, в процентах - 83,79%.

По V параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 99,83%.

отец - 1 б, в процентах - 45,57%.

 В семье 02 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

отец - 4 б, это в процентах  — 0%.

По II параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 19,22%.

отец - 2 б, в процентах - 5,67%.

По III параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 39,06%.

отец - 0 б, в процентах - 5,67%.

По IV параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 13%.

отец - 2 б, в процентах - 32,13%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,54%.

отец - 2 б, в процентах - 70,25%.

В семье 03 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 14 б, это в процентах - 88,60%.

отец - 9 б, это в процентах - 31,01%.

По II параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 7,88%.

отец — 6 б, в процентах — 19,22%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 3 б, в процентах - 57,96%.

 По IV параметру баллы:

мать - 7 б, в процентах - 100%.

отец - 1 б, в процентах - 13,86%.

По V параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 96,83%.

отец - 3 б, в процентах - 84,81%.

 В семье 04 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 4 б, это в процентах - 0%.

отец - 6 б, это в процентах - 0,63%.

По II параметру баллы:

мать - 9 б, в процентах - 80,33%.

отец - 5 б, в процентах - 12,29%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 5 б, в процентах - 86,63%.

По IV параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 32,13%.

отец - 0 б, в процентах - 4,41%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,57%.

отец - 2 б, в процентах - 70,25%.

В семье 05 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

отец - 5 б, это в процентах - 0%.

По II параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 12,29%.

отец - 3 б, в процентах - 7,88%.

По III параметру баллы:

мать - 0 б, в процентах - 4,72%.

отец - 4 б, в процентах - 74,97%.

По IV параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 13,86%.

отец - 0 б, в процентах - 4,41%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,57%.

отец - 0 б, в процентах - 14,55%.

 В семье 06 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

По II параметру баллы:

мать - 9 б, в процентах - 80,33%.

По III параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 19,53%.

По IV параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 13,86%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,57%.

В семье 07 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 13 б, это в процентах - 84,17%.

отец - 5 б, это в процентах - 0%.

По II параметру баллы:

мать - 8 б, в процентах - 48,92%.

отец - 4 б, в процентах - 9,77%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 3 б, в процентах - 57,96%.  
По IV параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 95,74%.

отец - 2 б, в процентах - 32,13%.

По V параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 70,25%.

отец - 0 б, в процентах - 14,55%.

В семье 08 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 9 б, это в процентах - 31,01 %.

отец - 9 б, это в процентах - 31,01%.

По II параметру баллы:

мать - 7 б, в процентах -31,19%.

отец - 7 б, в процентах -31,19%.

По III параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 5,67%.

отец - 5 б, в процентах - 86,63%.

По IV параметру баллы:

мать - 4 б, в процентах - 74,49%.

отец - 1 б, в процентах - 13,86%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 14,55%.

отец - 2 б, в процентах  — 70,25%.

В семье 09 по 1 параметру  родители получили следующие баллы:

мать -76, это в процентах - 3.79%.

отец - 2 б, это в процентах - 0,%.

По II параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 19,22%.

отец — 3 б, в процентах  — 7,88%.

По III параметру баллы:

мать - 4 б, в процентах - 74,97%.

отец - 4 б, в процентах - 74,97%.

По IV параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 13,86%.

отец — 1 б, в процентах  — 13,86%.

По V параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 70,25%.

отец - 4 б, в процентах - 93,04%.

В семье 10 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 15 б, это в процентах -90,50%.

отец - 9 б, это в процентах  — 31,01%.

По II параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 12,23%.

отец - 3 б, в процентах - 7,88%.

По III параметру баллы:

мать – 6 б., в процентах  – 92,93%

отец – 2 б., в процентах  – 39,06%

По IV параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах  – 95,74%.

отец — 3 б, в процентах  — 53,87%.

По V параметру баллы:

мать – 7 б, в процентах – 99,37%.

отец - 1 б, в процентах  – 45,57%.

 

Анализ полученных результатов  теста-опросника родителей свидетельствует  о том, что:

    1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.
    2. В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
    3. ВВВ семье 03 - V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
    4. В семье 04 - III параметр, симбиоз.
    5. В семье 05 III параметр, симбиоз.
    6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.
    7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.
    8. В семье 08 – III параметр, симбиоз.
    9. В семье 09 – V параметр, «маленький неудачник».
    10. В семье 10 – IV параметр,  гиперсоциализация.

 

Общий анализ:

По I параметру – 0 семей

По II параметру 1 семья, 10%   06

По III параметру – 3 семьи, 30%  04, 05, 08.

По IV параметру – 3 семьи, 30%  01, 07, 10

По V параметру – 3 семьи, 30%  02, 03, 09

Таким образом, в исследованных  нами семьях родители в основном проявляют  неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее нами изучались  особенности взаимоотношения детей  и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось  с помощью теста, обработанного  для семьи. В качестве критериев  позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.

Для выявления негативного  отношения в качестве критериев  определили следующие признаки:

1 – несогласие, 2 –  равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений  между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения  носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения  адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений  позитивные.

В семье 07 взаимоотношения  носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения  позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения  носят неустойчивый характер, т.е. они  могут быть и негативными и  позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных  тестов:

 

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Х

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

У

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Z

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1


 

где  Х – это тревожность, проявляемая ребенком в семье, У  – это неадекватное отношение  родителей к ребенку, Z, - негативные взаимоотношения в семье, 1 наличие признака, 0 – отсутствие признака.

По таблице видно, что 70% показатели совпадают. Исходя из этого, можно заключить, что позиции  родителей играют немаловажную роль в  психическом благополучии ребенка.

 

  • Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями
  •  

    Вторая часть практической работы направлена на выявление степени  самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части  мы выделили следующие задачи:

      1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.
      2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.

    Для выявления самостоятельности  трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:

      1. Навыки самообслуживания.
      2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
      3. Умение планировать свою трудовую деятельность.
      4. Выполнение поручений без помощи родителей.
      5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).

    К высокому уровню относятся  дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.

    К среднему уровню  с  суммой баллов от 17 до 24  (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.

    Низкий уровень 0%.

    Общий анализ результатов  наблюдений можно сформулировать в  следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.

    В этом возрасте у детей  формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.

    Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.

    В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем  как нравственную саморегуляцию  детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и  наблюдений. В результате проведенных  методов нами выявлено:

    Информация о работе Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка