Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
- выделить основные средства и методы физического воспитания на современном этапе;
- обосновать основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Особенности физического воспитания на современном этапе…………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе……………………......4
1.2. Основные средства и методы физического воспитания………………………………...9
2. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников......14
2.1. Общие проблемы взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании
учащихся……………………………………………………………………………………….14
2.2 Основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии младших школьников……………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра  дошкольного  и начального образования

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

 

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ

 

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса,

гр. НОз-31

 

Москоленко Н.В. __________

(подпись)

 

 

Научный руководитель:

к.п.н. доцент О.В. Пастюк

__________________________

(оценка, подпись)

                    Курсовая работа представлена 

                    ____________________2015 г.

 

 

 

 

Магадан, 2015 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………...3 

1. Особенности физического воспитания  на современном этапе…………………………...4 

1.1. Цели и задачи физического  воспитания на современном этапе……………………......4 

1.2. Основные средства и методы  физического воспитания………………………………...9 

2. Взаимодействие семьи и школы  в процессе физического воспитания  школьников......14 

2.1. Общие проблемы взаимодействия  семьи и школы в физическом воспитании

учащихся……………………………………………………………………………………….14

2.2 Основные формы  и методы  совместной деятельности семьи  и школы в физическом развитии  младших школьников……………………………………………………………....21

Заключение………………………………………………………………………………….....27

Список использованной литературы………………………………………………………...29 

Приложение……………………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Связь между школой и семьей очень важна при воспитании ребенка. Ему становится намного интереснее учиться и спортивно развиваться, когда   родители участвуют в его спортивном воспитании (в качестве жюри, судей, участников соревнований, эстафет). Если родители не будут участвовать в школьной жизни ребенка, то он начнет хуже учиться, пропускать занятия, перестанет выполнять домашние задания и т.д. А задача педагога помешать этому. Из-за создавшейся ситуации может назреть конфликт между педагогами и родителями. Чтобы этого не произошло родителям необходимо постоянно контролировать и интересоваться школьной жизнью ребенка, общаться с учителями, ходить на родительские собрания, участвовать в постановках пьес в школьных театрах, семейных конкурсах типа («папа мама я спортивная семья», «конкурс богатырей» (между отцами, дети помогают) и т.д.), входить в число родительского комитета.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Объект исследования - физическое воспитание школьников на современном этапе.

Предмет исследования –  взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.

Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.

Задачи исследования:

- выделить основные  средства и методы физического  воспитания на современном этапе;

- обосновать  основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся;

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности физического воспитания  на современном этапе

1.1. Цели и задачи физического  воспитания на современном этапе

Физическое  воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности [25, с. 40].

Задачи физического воспитания следующие [25, с. 40]:

- укрепление  здоровья, правильное физическое  развитие;

- повышение умственной  и физической работоспособности;

- развитие и  совершенствование природных двигательных  качеств;

- обучение новым  видам движений;

- развитие основных  двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);

- формирование  гигиенических навыков;

- воспитание  нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

- формирование  потребности в постоянных и  систематических занятиях физкультурой и спортом;

- развитие стремления  быть здоровым, бодрым, доставлять  радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.                         

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение многих задач. Основные из них перечислены ниже.

Содействие правильному физическому развитию детей, повышению их работоспособности, включающее морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого школьного возраста уровня развития всех физических качеств в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстроту, в средней школе, наряду с ловкостью и быстротой, частично — общую выносливость, и только в старших классах — ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества.

Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика) [22, с. 29]. 

Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, вызывают привычку заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

Приобретение необходимого минимума теоретических знаний из области гигиены, и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах при занятиях физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя.

Основные средства воспитания физической культуры. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания [25, с. 126].

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, обще развивающие упражнения без предметов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажками, лазание и упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде.

В организации и проведении туристских походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют классные руководители, вожатые, родители. Особую ответственность они несут за дозирование физических на-грузок, соблюдение правил безопасности, жизнь и здоровье детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений, которые входят в учебную программу.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воз-действие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемыми компонентами всех видов двигательной деятельности, и, прежде всего — специально организованных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий: рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарных требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, соблюдение светового и теплового режима, регулярное проветривание, влажная уборка).

Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. К ним относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет  строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка к сну.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника