Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
- выделить основные средства и методы физического воспитания на современном этапе;
- обосновать основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Особенности физического воспитания на современном этапе…………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе……………………......4
1.2. Основные средства и методы физического воспитания………………………………...9
2. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников......14
2.1. Общие проблемы взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании
учащихся……………………………………………………………………………………….14
2.2 Основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии младших школьников……………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

- формирование  у педагогов потребности и  умения решать проблемы каждого  ребенка на основе совместного  заинтересованного диалога с  родителями;

- освоение педагогами  способов изучения семьи, диалоговых  и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач [7, с. 105]:

-  проведение  всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

-  обеспечение  системы психолога – медико-педагогического  просвещения родителей;

- организация  методической работы с педагогами  по проблеме взаимодействия с  семьей;

- разработка  и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;

-  организация  работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли  в решении вопросов жизнедеятельности  коллектива школы.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право, и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются [2, с. 85]:

-  осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

-  включение  детей и родителей в процесс  целеполагания и планирования  учебной деятельности;

-   овладение  способами проектирования собственной деятельности;

-   предоставление  возможности принимать самостоятельные  решения;

- ориентация  на интересы и потребности  семьи, родителей и детей, обеспечение  им возможности добиться положительных  результатов, успеха в работе;

-  привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает [5, с. 34]:

-  формирование  положительной установки у взаимодействующих  сторон на совместную работу;

-   осуществление  совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов  деятельности; 

-   определение  творческих задач и совместный  поиск путей их решения; - использование методики организации коллективной творческой деятельности. 

Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов:

- принцип гуманистической  ориентации во взаимодействии  с семьей;

- принцип интеграции  и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- принцип управления  взаимодействием школы и семьи.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы [14, с. 82].

1. Развитие познавательных  интересов, творческой активности  учащихся:

- творческие  отчеты по предметам, раскрывающие  достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;

- открытые уроки, проводимые в нетрадиционной  форме, которые показывают мастерство  учителя, раскрывают способности  детей, завершаются обсуждением  и анализом учебной деятельности учащихся;

- познавательные  конкурсы между родителями и  детьми (либо семейными командами);

- общественный  смотр знаний, предмет и тематика  которого определяются совместно  учителем, детьми и родителями (учитель  составляет задания, помогает формировать  группы, организовать подготовительную работу; родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);

- праздник знаний  и творчества, предполагающий защиту  семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);

- турниры знатоков; количество групп соответствует  количеству туров; каждая группа  является организатором одного  тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или  по разным (тему выбирает сама  группа);

-  учебные  занятия с участием родителей;

- участие родителей  в организации и работе факультетов, предметных кружков;

- совместные  классные собрания по итогам  учебной работы, анализу учебной  деятельности детей, тематические  собрания-дискуссии по проблеме  учебы, например «Что, значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т. п.;

-  деловые  игры в старших классах по  формированию способности ориентироваться  в реальном мире;

-  участие  родителей и детей в обсуждении  вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения.

2. Воспитание  трудолюбия, подготовка к сознательному  выбору профессии:

-  выявление  профессиональных интересов и  склонностей детей с использованием  различных методик;

-  организация  встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;

-  организация  родителями экскурсий на предприятия;

-  проведение  классных собраний-дискуссий по  профориентации, например: «Как выбирать  профессию?», «Что, значит, быть успешным  в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда? » и др.; 

-  организация  встреч-бесед с родителями, например: «Как я выбирал профессию?», «Что  значит для меня моя профессия»

-  оказание  помощи ребенку в составлении  плана подготовки к своей будущей  профессиональной деятельности; 

-  проведение  коллективного творческого дела  «Защита профессии» с учетом  профессиональных интересов детей  и малоизвестных, но востребованных  профессий; 

-  организация  совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка  деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки  и т. д.).

3. Формирование  у детей нравственности, культуры  поведения:

-  знакомство  детей с различными этическими  понятиями в семье, в учебной  и внеучебной деятельности;

-  обсуждение  с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;

-  просмотр, обсуждение  фильмов;

-  подготовка  концертов, спектаклей;

-  проведение Дня радости;

-  дискуссии, классные собрания по проблемам  нравственности, например: «О доброте  и милосердии», «Современный человек, — какой он?», «О дружбе и  друзьях» и др.;

-  акции по  оказанию помощи престарелым;

-  встречи  с интересными людьми;

-  экскурсии  в музеи, культурные центры;

-  организация  Школы гражданина, занятия в которой  проводятся с участием родителей.

4. Подготовка  учащихся к семейной жизни:

- создание Клуба  семейных встреч, цель которого  — знакомство с интересными  семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;

-  организация  Школы будущего семьянина, цель  которой — знакомство учащихся  с различными аспектами создания  семьи, освоение различных семейных  ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;

-  обсуждение  на классном собрании тем «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;

-  конкурс  «Мужчины на поверке» (между мальчиками  и отцами), «Конкурс богатырей» (между  отцами, дети помогают);

-  конкурсы  «Юная хозяйка» (для девочек, при  поддержке мам), «Я и моя бабушка»;

-  занятия  по приобретению навыков ведения  домашнего хозяйства (родители делятся  своими секретами);

-  Конкурс  рыцарей и дам.

5. Формирование  у детей потребности в здоровом  образе жизни, систематическая диагностика  состояния здоровья детей:

-  просвещение  детей и родителей по проблемам  сохранения здоровья;

-  пропаганда  здорового образа жизни на  учебных и внеклассных занятиях;

-  систематическое  изучение вопросов валеологии  в рамках занятий по физической  культуре;

-  определение  наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

-  устройство  детей в секции, спортивные коллективы;

-  организация  профилактики отклонений от здорового  образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.);

-  проведение  дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);

-  туристические  слеты, походы.

Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

-  организация  поздравлений с праздниками, днем  рождения (подготовка подарков, сюрпризов  для родителей);

-  создание  атмосферы повышенного внимания  к родителям, заботы о них («Как  помогли родителям?», «Чем помочь  родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п.);

-  творческие  встречи с родителями, рассказывающими  о своей профессии, увлечениях, взглядах  на актуальную проблему и др.; 

-  выставки  результатов труда родителей. 

Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу: 

-  знакомить  родителей с традициями, которые  развивают отношения в семье (проведение семейных праздников,  подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в жизни каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); 

- пропагандировать  опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. 

Развитию отношений в семье, школе и классе способствуют: 

- конкурсы «Папа  мама я спортивная семья», «Дружная  семья», «Читающая семья», конкурс  семейных газет и др. (см. Приложение 1);

- представление  результатов совместного творчества  родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);

-  выполнение  творческих семейных заданий  при подготовке воспитательных  мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта  и т. п.);

- выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления,

реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение и т. п.);

- совместные  занятия,  практикумы родителей  и детей, например, по проблемам  общения, взаимоотношений родителей  и детей, выбора профессии и  др. (с учетом предложений родителей  и детей);

-  создание  совместных объединений по интересам клубного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные формы  и методы  совместной деятельности семьи  и школы в физическом развитии  младших школьников

    Формы  организации физического воспитания  в школе в системе физического  воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

1. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

 в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника