Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
- выделить основные средства и методы физического воспитания на современном этапе;
- обосновать основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Особенности физического воспитания на современном этапе…………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе……………………......4
1.2. Основные средства и методы физического воспитания………………………………...9
2. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников......14
2.1. Общие проблемы взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании
учащихся……………………………………………………………………………………….14
2.2 Основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии младших школьников……………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

2.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

3.Утренняя гимнастика до учебных занятий.

Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.

4.Физкультминутки и физкультпаузы на уроках.

 Их цель  – снятие утомления, повышение  продуктивности умственной или  физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)

 Игры и  физические упражнения на удлиненных  переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

1) спортивные  секции по видам спорта;

2) секции общей  физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские  походы и слеты;

6) праздники физической  культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

 а) содействовать  успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;

 б) удовлетворять  интересы школьников к занятиям  массовыми видами спорта и  на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности  к занятиям определенными видами  спорта;

 в) обеспечивать  здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

  Формы физического  воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

1) утренняя гигиеническая  гимнастика (зарядка);

2) физкультурные  минутки (пауза) во время выполнения  домашних заданий. Проводятся после 30–35 мин непрерывной работы со  школьниками младшего возраста  и через 40–45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

3) индивидуальные  занятия различными физическими  упражнениями в домашних условиях: – силовая (атлетическая) гимнастика; - оздоровительная аэробика (танцевальная  аэробика, шейпинг);

4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др.

5) участие совместно  с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;

6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в  выходные дни и в каникулярное  время совместно с родителями;

7) закаливающие  процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия.

Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей. [26 ].

В совместной работе школы и семьи по физическому воспитанию детей используются различные формы,  такие как дни открытых дверей, собрания, консультации, семинары, практикумы, спортивные праздники и физкультурные досуги с участием родителей. Именно спортивные праздники могут стать одной из наиболее  ярких и удачных форм приобщения семей к физической культуре, внедрения ее в повседневный быт семьи. На праздниках родители и дети  могут проявлять себя в разных видах спорта, осваивать разных видах спорта, осваивать различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные праздники позволяют  и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться  друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.

В школе и классе может быть организован специальный «Праздник семьи», где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

 Родительское  собрание — основная форма  работы родителей, где обсуждаются  проблемы жизни классного или  школьного коллективов. Классный  руководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета (актива).

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Диспут-размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем. Для подведения итогов, возможно, подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможно составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский комитет школы, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

Вывод. Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления консультации.

Диспут-размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем.

Важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год.

Правильное физическое воспитание детей школа может осуществить при наличии тесного контакта в работе с родителями. Условия жизни ребенка, питание, режим, использование естественных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями.

Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье. Как ребенок сидит за столом при выполнении домашних заданий? Где его рабочее место? Как оно освещено? Хорошо ли проветрено помещение? От этого во многом зависит здоровье школьника, его   зрение,   осанка,   настроение. 

Взаимодействие школы и семьи в вопросах физического воспитания детей немыслимо без постоянного контакта родителей и учителей физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

-  осознание  важности и значимости предстоящей  деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

-  включение  детей и родителей в процесс  целеполагания и планирования  учебной деятельности;

-   овладение  способами проектирования собственной  деятельности;

-   предоставление  возможности принимать самостоятельные решения;

- ориентация  на интересы и потребности  семьи, родителей и детей, обеспечение  им возможности добиться положительных  результатов, успеха в работе;

-  привлечение  родителей и детей к анализу  собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Важной идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов:

- принцип гуманистической  ориентации во взаимодействии с семьей;

- принцип интеграции  и дифференциации целей, задач  и действий участников педагогического  процесса, направленных на воспитание  и развитие детей;

- принцип управления  взаимодействием школы и семьи;

Одна из задач школы – это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника