Взаимодействие семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и школы.doc

— 314.06 Кб (Скачать файл)

Механизмы реализации проекта

1. Тематические консультации для родителей:

– Трудности адаптации первоклассников в школе.

– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

2. Родительские чтения:

– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

– Режим дня в жизни школьника.

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

– Какие вы родители?

– Детей воспитывают родители, а родителей...

– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.

– Во что играют наши дети.

4. Родительские вечера:

– Праздники нашей семьи.

– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.

5. Тренинг.

– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

6. Семейные праздники:

– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)

– Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)

– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).

– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.

– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.

7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).

Основные этапы реализации проекта

Сроки

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся и родителей

Подготовительный период

Август

1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

  • анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
  • анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).

2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

5. Составление перспективного плана реализации проекта.

  1. Участие в анкетировании.
  2. Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.
  3. Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.

Перспективный алан работы на год

1. Тематические консультации для родителей:

  • Трудности адаптации первоклассников в школе. (Сентябрь.)
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)

2. Родительские чтения:

  • Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. (Октябрь.)
  • Режим дня в жизни школьника. (Декабрь.)

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

  • Какие вы родители? (Ноябрь.)
  • Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
  • Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (Декабрь.)
  • Во что играют наши дети? (Февраль.)

4. Родительские вечера:

  • Праздники нашей семьи. (Январь.)
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)

5. Тренинг:

  • Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
  • “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

6. Семейные праздники:

  • Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года). (Сентябрь.)
  • Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи. (Ноябрь.)
  • Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление). (Декабрь.)
  • Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек. (Март.)
  • Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)

Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться  при реализации всех этапов проекта.

Стремлюсь создать  условия для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под  моим руководством, но и в неформальной обстановке. Совместные дела, как известно, сплачивают.

Основной период

Сентябрь

  1. Выстраивание концепции и выделение приоритетных задач воспитания.
  2. Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.
  3. Организация тематической консультации “Трудности адаптации первоклассников в школе”.
  4. Подготовка и проведение инсценированного праздника “Здравствуй, школа!” (с целью раскрытия творческих способностей, эмоционального комфорта семей учащихся, при совместной деятельности).
  1. Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.
  2. Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.
  3. Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.
  4. Участие родителей в тематической консультации, с целью просвещения.
  5. Распределение ролей в организации совместного мероприятия.
  6. Подготовка и участие родителей и учащихся в празднике
  7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Октябрь

Ноябрь

1. Подготовка и проведение педагогических практикумов и тематических консультаций:

  • Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)
  • Какие вы родители? (Ноябрь.)

(С целью знакомства семей учащихся с психолого-педагогическими аспектами воспитания.) 
2. Составление и рассмотрение игровой конкурсной программы – это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.) (Ноябрь.) 
(Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.) 
3. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий. 
4. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе. 
5. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

  1. Участие родителей в педагогических практикумах и тематических консультациях.
  2. Рассмотрение и обсуждение игровой конкурсной программы ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.
  3. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.
  4. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.
  5. Подготовка родителями оборудования.
  6. Подготовка стендовых материалов.
  7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Декабрь

  1. Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы.
  2. Корректировка воспитательного взаимодействия родителей и учащимися через проведение педагогического практикума “Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали”, классного часа (в форме диспута) по теме “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
  3. Подготовка и реализация сценария праздника “Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год” (игровое представление) с целью развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных качеств и сплочения участников воспитательного дела.
  4. Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику.
  1. Предварительная аналитическая деятельность по проведенным делам.
  2. Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе.
  3. Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.
  4. Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.
  5. Заполнение учащимися экрана настроения.

Январь 

Февраль

Март

  1. С целью сплочения родительского коллектива и для профилактической просветительской работы проведение родительского вечера “Праздники нашей семьи” (Январь) практикума “Во что играют наши дети”. (Февраль.)
  2. Семейный праздник “Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек” (Март), с целью сплочения коллективов, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.
  3. Подготовка материалов к итоговому тестированию учащихся и родителей, систематизация накопленных материалов проекта.
  1. Подготовка к родительскому вечеру, участие в педагогическом практикуме.
  2. Участие в семейном празднике.
  3. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя.
  4. Изготовление подарков всем участникам праздника.
  5. Подготовка оборудования к мероприятию.
  6. Заполнение учащимися экрана настроения.

Заключительный период

Апрель

  1. Подготовить и провести игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
  2. Организовать итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)
  3. Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.
  4. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.
  1. Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей.
  2. Подготовка домашних заданий: 
    1) составление генеалогического древа; 
    2) рассказ о семейных традициях и реликвиях; 
    3) подбор фотографии для электронного альбома.
  3. Подготовка учащимися художественных номеров, костюмов, оборудования.
  4. Заполнение учащимися экрана настроения.

Май

Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.

Анализ совместно выполненной  работы, определение ее эффективности. 
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.


Необходимо отметить, что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.

Заполнение экрана настроения осуществлялось каждый день, на основании его показателей  я проследила динамику настроения учащихся, и пришла к выводу, что 100% учащихся имели хорошее настроение во время  совместных дел с родителями. У 89% учащихся преобладало хорошее настроение, были редкие смены настроения, из-за неудач в школе и конфликтов в  семье. 11% (1 человек) имел частую смену  настроения в зависимости от комфорта взаимоотношений в семье, но надо отметить к концу дня его настроение значительно улучшалось.

Известно, что привлечение  родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в  начале года активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу года – 88%. А также нужно сказать о  том, что к сотрудничеству удалось  привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Считаю, что эти  данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы  сотрудничества были выбраны правильно.

Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких  результатов в области воспитания.

На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают  новые проблемы в области воспитания.

Взаимодействие школы и семьи 

Лященко Марина Александровна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Работа с родителями

 

«Нет большей роскоши, чем роскошь  
человеческого общения».  
А.C. Экзюпери

Школьная жизнь  начинается со Дня знаний и заканчивается  Выпускным Балом. В этот временной  отрезок 9, 10, 11 лет дети учатся постигать  не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.

При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы  в деле создания благоприятных условий  для развития личности ребенка у  детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.

Уровень напряженности  у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении  между взрослыми.

При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у  взрослых, и у детей:

Учителя:

  • Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание
  • дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны
  • возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему труду

Родители:

  • школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям
  • не все проблемы решаются оперативно
  • отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу

Дети:

  • учителя задают много заданий
  • часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание
  • в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют

Мотивация избегания  неудач у младшего школьника по результатам  опроса детей обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя  и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении  у ребёнка появляется чувство  неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов  достижений. Напротив, при сближении  оценок учителя и родителя у ребёнка  формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности  в себе. Тип семейного воспитания влияет на мотивацию достижений детей. Желаемый тип мотивации достижения (потребности в достижении успехов) формируется в основном у детей  в семьях без отклонений, нарушений  в воспитании.

Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько  едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором  такого сотрудничества становится педагог.

Партнёрство семьи  и школы должно работать в интересах  ребёнка, разделяя ответственность  за его образование и развитие. В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым  родителям могут понадобиться соответствующая  подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что  его работа в классе не принесёт больших результатов без активного  участия родителей.

Важно начать эту  работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют  им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и  развития здоровой и полноценной  личности, формируют потребность  общения со школой.

Виды совместной работы с родителями условно имеют  два основных направления: учебное  и внеклассное.

Образовательно-просветительская деятельность (учебная) – это изучение типов семей и приёмов улучшения  взаимодействия с ними, систематический  мониторинг уровня взаимоотношений  семьи и школы, организация родительского  всеобуча, индивидуальные консультации, организация встреч с врачами  психологами, работниками библиотеки, опытными родителями, другими учителями.

В период реформ система  образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто  отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным  и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что  родители начинают стремиться к активному  сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать  организатором жизненно важной программы  взаимодействия семьи и школы.

В решении проблем  «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится  учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.

Учитель считает  принципиально важным обеспечить свободный  доступ родителей на уроки в любое  удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто  имеют плотный рабочий или  скользящий график работы. Обеспечив  доступ в школу в удобное для  них время, педагог позволяет  родителям сохранить интерес  к школьной жизни ребенка буквально  с первых дней его обучения, быстрее  познакомиться с индивидуальными  особенностями ребенка и типом  семейного воспитания.

Формы учебного взаимодействия с семьей.

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен учителем и детьми доброжелательно.

Предоставляя право  прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой  урок - в то время, когда в посещении возникнет необходимость, учитель дает понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе.

Многим из родителей  приходится пересмотреть свое отношение  к ребенку, учителю, школе. Информированность  родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его  возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние  на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто  мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как  изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.

Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.

Дети, видя своих  родителей и родителей товарищей  в классе, чувствуют их искреннюю  заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше  узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые  может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации  учебно-воспитательного процесса, сознательно  участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы