Взаимодействие семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и школы.doc

— 314.06 Кб (Скачать файл)

Анкета для родителей, присутствующих на уроке:

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

  • деятельностью учителя на уроке.
  • оформлением класса
  • отношениями между школьниками в классе
  • взаимоотношениями ребенка с учителем

Получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка?

Укажите характер его затруднений.

В какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь?

Что, по Вашему мнению, хорошо?

Что можно было бы улучшить?

Спасибо за ответы.

Анализ родительских анкет, заполнение книги отзывов, которые  предлагаются им во время посещения  открытых уроков и мероприятий, помогает педагогу проанализировать свою деятельность со стороны, своевременно заметить проблему и выстроить цепочку взаимодействия с целью ее устранения.

Урок-соревнование детей и родителей:

Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ. Систематически знакомит учащихся и родителей с новинками в мире обучающих и развивающих программ, добивается осознания необходимости развития компьютерной грамотности в семье и школе, целью которых ставит оптимальное использование новых технологий в развитии личности ребенка, сохранение здоровья ребенка в работе с информационными носителями. Современный уровень образования многих родителей позволяет им и учителю совместно планировать учебно-воспитательную деятельность в классе.

Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей  в рамках школы, города, района, области.

День открытых дверей - это праздник класса, где демонстрируются  только положительные достижения учителя  и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет  родителям увидеть, как строит учитель  процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.

На желание родителей  бывать в классе и школе, помогать учителю влияют многие факторы: опрятный и доброжелательный внешний вид  учителя и детей, хорошее оформление класса, диалоговый стиль общения  детей с педагогом и родителями. Диалоговое общение позволяет развиваться  не только личности ребенка, но и родителя и педагога.

На желание родителей  бывать в школе и помогать учителю  влияют многие факторы: вешний вид учителя  и детей, оформление класса, стиль  общения детей с педагогом  и родителями.

Недопустимыми для  педагога во взаимоотношениях должны быть:

  • Обида на непонимание
  • Непререкаемый тон
  • Стремление уличить, а не убедить раскрытие всех, по мнению учителя, негативных качеств ребенка

Диалоговое общение  позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и  педагога.

Формы внешкольного сотрудничества «семья – ребенок- школа» разнообразны и напрямую связаны  с интересами педагога, увлечениями  родителей и детей.

Главное условие  общего Дела – практическое участие  каждого ребенка и привлечение  родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.

Серьёзная, требующая  длительной подготовки и тщательной организации форма- театрализованные представления и драматизации. В театрализованных представлениях формируются группы персонажей, состоящих из родителей вместе со своими детьми. Каждая группа самостоятельно готовит художественный номер и игру-задание. В драматическом действии помощь активных родителей привлекается для исполнения более сложных ролей. Многие из родителей становятся любимчиками всего класса за понравившиеся образы.

Маленькие драматизации исполняются для каждого ребенка  во время поздравления на дому. Дети готовятся к приему гостей: вывешивают сигнальные знаки (новогодний бант из мишуры, плакат, фонарь), продумывают  этикет встречи, готовят художественный номер. Ощущения торжества, ожидания переживает вся семья.

Драматизацию можно  уверенно использовать для коррекции  типов семейных отношений и развития личности ребёнка. Сцена помогает ученику  перебороть чувство неуверенности  в своих силах, которое мешает его успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А если рядом родители и твои друзья, самое главное – какая ты личность. Многолетняя практика подтверждает, что дети больше видят, лучше чувствуют, учатся быть людьми, ценить себя и добиваются больших успехов в обучении.

Активные формы  взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого  потенциала семьи. Действия, дарящие  ощущение праздника, радости, веселья  долго согревают и детские  и взрослые воспоминания, а положительные  эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации  досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение  для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет  и детям и родителям увидеть  друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме  и актуальное по значимости общее  дело может совершить переворот  в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал  и желание помочь своему ребенку  стать счастливее; поднимает авторитет  школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Непринужденная  праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание  поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах  с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный  опыт общения позволяет учителю  решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.

Доброжелательная  атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который  так же остро ощущает потребность  в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие  важные условия, как равноправие  и постоянное развитие этого совместного  взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная  социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в  круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом «семья –  школа» будет для ребенка радостной  и безопасной.

Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

Опыт педагогической деятельности на протяжении 12 лет показывает, что творческое сотрудничество с  семьей активно пропагандирует положительный  опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному  участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия  и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния  на семью через образовательную  и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной  для родителей и детей, стимулирует  творческую деятельность педагога. Тщательно  подготовленное, содержательное, нестандартное  по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Непринужденная  праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание  поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах  с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный  опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.

Доброжелательная  атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который  так же остро ощущает потребность  в признании своих достижений.

Творческое общение  с семьями – то главное, что  помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение  к семье.

Список литературы:

  1. Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996 г.
  2. Эффективный учитель. А.Л. Крупенин, Ростов-на-Дону, 1995 г.
  3. Отцы и дети в меняющемся мире. В.И. Соколова. М.: Просвещение,1991 г.
  4. Научно- методический журнал «Классный руководитель» №6, М.,2003г.
  5. Воспитание. М. Осипова. М.: Интерпрессервис. 2002 г.
  6. Калейдоскоп родительских собраний. Е.Н.Степанов. М.: Т.Ц. Сфера,2004 г.
  7. Родительские собрания. Дереклеева Н.И. М.: 2004 г.
  8. Наш этикет. В.Н. Ягодинский. М.,1995 г.
  9. Детские праздники. М.А. Михайлова. Ярославль. 2001 г.
  10. Праздник в подарок. Ярославль,2001 г.
  11. Одаренные дети. Москва, 1995 г.
  12. Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3
  13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М., 2000 г.

 

Взаимодействие семьи  и школы

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. 

Цели  и задачи работы с родителями:

  1. Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  2. Изучение воспитательных  возможностей семей.
  3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи.
  4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
  5. Предупреждение наиболее распространенных  ошибок родителей в воспитании детей.
  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

 

 Семья,  как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание. 

Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.  

Значительное место в  системе работы школы с родителями относится к их  психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано  с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

Планируя  психолого – педагогическое просвещение   родителей. Нужно исходить из следующих задач:

  • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
  • нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Принципы  проектирования  родительского всеобуча:  

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы