Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.
Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков
1.1 Наркомания как социальная и медицинская проблема
1.2 Причины наркомании среди детей и подростков
Глава 2. Организация взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков
2.1 Социальные институты и их роль в процессе профилактики наркомании
2.2 Содержание социально-педагогической профилактики наркомании и взаимодействие социальных институтов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик готовый.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

Московский городской  психолого-педагогический

университет

 

 

Кафедра  социальной педагогики

 

 

 

Курсовая работа

по  социальной педагогике

на тему:  Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей  и подростков.

 

Выполнил студент

                                           __3__ курса ___СоП 3.1___

                                                                                                             Суганов Павел Вадимович

                                          Научный руководитель

к.п.н. Логвинова О.К.

 

 

 

 

 

 

Москва 2012/2013 уч. год.

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков

 

    1. Наркомания как социальная и медицинская проблема
    2. Причины наркомании среди детей и подростков

 

Глава 2. Организация взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей  и подростков

 

2.1 Социальные институты  и их роль в процессе профилактики  наркомании

2.2 Содержание социально-педагогической  профилактики наркомании и взаимодействие  социальных институтов

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.

Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.

Психоактивые вещества (ПАВ) - это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.

Наркотическая зависимость от психоактивного вещества - это сложный феномен, включающий психическую и физическую зависимости.

Психическая зависимость - это болезненное стремление (психическое влечение) принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта.

Признаками психической  зависимости являются: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его  любыми путями; тенденция увеличивать  дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и  социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги  и напряжения, а также нарушение  сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов, но нет  тяжелого физического дискомфорта.

Физическая  зависимость характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявление синдрома лишения, то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства.

Суть физической зависимости заключается в том, что постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов  в организме. Если наркоман не принимает  соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость). Это явление называется абстинентным синдромом. Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.

Профилактика - это системе комплексных, государственных и общественных, социально - экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании.

 

В современном обществе происходит множество изменений и это  выдвигает ряд проблем.Одной из таких проблем является воспитание трудного ребенка.С каждым годом возрастает детская преступность,наркомания,увеличивается число людей с девиантным поведением(девиантным называется поведение отклоняющееся от социальной нормы).

Существует распространенное мнение родителей о том, что в плохом воспитании и успеваемости виновата школа и учителя, а в аморальном поведении ребенка винят улицу, а сама семья зачастую отстраняется от процесса воспитания. На все это нередко накладываются ошибки школьного воздействия на ребенка: внимание к личности ребенка, к его личностным ценностям и интересам ослабевает.

Проблема употребления наркотиков подростками многие годы замалчивалась  и это привело к тому,что в обществе  все реже проводится воспитательно-профилактическая работа,и все чаще предупредительно-карательная.

В современном мире наркотики  получили широкую распространенность. Легко можно найти наркотики на любом концерте,дискотеке и в любом другом месте "тусовок".Сегодня никто не застрахован от употребления наркотиков,даже благополучные семьи. В силу своих возрастных особенностей, подросток наиболее подвержен риску пристрастится к наркотикам.

    Исходя из актуальности  вышеуказанных проблем, была определна тема данной курсовой работы: взаимодействие социальных институтов профилактике наркомании среди детей и подростков

    Цель работы- изучить особенности взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков

  Объект исследования- процесс профилактики среди детей и подростков.  Предмет исследования-совместная деятельность школы,семьи и социума по профилактике наркомании среди детей и подростков.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  о содержании, возможностях социально-педагогической  деятельности в вопросах профилактики  наркомании в детской и подростковой среде.

2. Выявить особенности  личности детей и подростков «группы риска»: психологические характеристики, особенности социального окружения для выявления причин отклоняющегося поведения и составления индивидуально-дифференцированных профилактических программ и проведению соответствующих мероприятий по профилактике наркомании.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы; теоретический анализ литературы

 

 

Глава 1. . Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков

1.1 Наркомания как социальная и медицинская проблема

Наркомания в России быстро набрала обороты и сейчас превышает  цифры европейских стран. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в конце 2004 года было зарегистрировано 4 миллиона наркоманов. В этот же год было зафиксировано 139 тысяч наркопреступлений. Сегодня не осталось людей не сталкивавшихся с этой проблемой: либо они сами или их знакомые пробовали наркотики, либо им кто то предлагал. Контингент больных наркоманией резко "омолодился" и вызывает особую тревогу. Среди больных наркоманией 13% больных являются детьми дошкольного возраста 62% подростками в возрасте от 13 до 17 лет. Медико-социальные исследования показали, что средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. Эти изменения должны повлечь за собой изменение у педагогов представления о сроках начала проведения профилактической работы. Ее следует начинать уже в начальной школе, включая дошкольный период.

Наркомания и токсикомания являются медико-социальными проблемами, так как оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Обычно человек, начавший употреблять наркотики, вовлекает в это еще 13-16 человек.

Среди наркоманов очень высок  риск заражения СПИДом. По статистике  90% выявленных в 1997-1998 случаев заражения ВИЧ-инфекцией являлись следствием внутривенного употребления наркотиков. Причиной заражения послужило использование общих шприцов.

 Наркомания является трудноизлечимым заболеванием и влечет за собой гибель больного. В среднем наркоманы доживают до 25 лет, а после начала регулярного употребления живут не более 4-х лет. Эффективность лечения составляет 3-5%. Иногда случается. что среди наркоманов встречаются дети 7-8 лет. Половина наркоманов не доживает до 20-летнего возраста и умирает от передозировки во время очередного приема психо активного вещества, даже не являясь наркозависимыми. За последние 10 лет смертность от наркомании увеличилась в 15 раз,а детская в 45 раз

Наркомания – причина  высокой инвалидизации населения. Больные не контролируют свои действия во время наркотического опьянения, и это часто приводит к суициду или совершению тяжких преступлений. За счет влечения к наркотикам общество криминализируется. Вовлекаемый в эту болезнь человек часто теряет работу, тратит все свои деньги на новую дозу и вскоре они у него кончаются. Испытывая нужду в новой дозе, но не имея средств для ее покупки, наркоманы часто совершают тяжкие преступления. В большинстве случаев полиция даже не сомневается. что преступление было совершенно наркоманом. Человек под наркотическим дурманом опасен. Он садится в таком состоянии за руль или по его вине происходят производственные травмы. Наркоманы редко обращаются за медицинской помощью и поэтому какие либо заболевания выявляются у них не часто, и также редко лечатся. Запущенность травм и заболеваний создает трудности в лечении

Большой урон наркоманы наносят  своим семьям.Они выносят все ценные вещи из дома,иза своего образа жизни теряют работу, из за чего его жена и дети могут лишится средств к существованию. Дети в таких семьях не получают должного внимания и воспитания, благодаря чему оказываются на улице и сами начинают вести подобный образ жизни.

Если посмотреть на эту проблему шире, то наркобизнес  провоцирует коррупцию в правительстве, органах и армии. Чиновники, которые  начинают бороться с торговлей наркотиков, сами становятся жертвой коррупции. Те, кто сопротивляется, платят за это  либо карьерой, либо жизнью.

Наркотики наносят  ощутимый урон экологии. Производство опиума и кокаина наносит вред влажно-тропическим лесам Амазонки. Делались попытки уничтожить посев  этих наркотиков, но те гербициды, которые  при этом использовались, оказались  очень токсичными, и нанесли не меньший вред, чем сами наркотики.

Если проблема наркотиков вас не коснулась, то это только на первый взгляд. Расплачиваемся за наркотики  все мы. Все расходы, связанные  с борьбой с наркотиками покрываются  за счет наших налогов, и повышения  цен на товары.

 

 

1.2 Причины наркомании среди подростков и детей

Для объяснения наркомании используются все социологические теории, описывающие механизмы девиации:

-Теория аномии(социальной дезориентации),предложенная Э.Дюркгеймом и позже развитая Р.К.Мертоном.

-Теория субкультур низших  слоев общества(Э.Сатерленд)

-Теория стигматизации(Г.Беккер)

Ученые изучают семьи,культурное окружение.а также негативные социальный факторы жизни(бедность, безработица, дискриминация и т.д) индивидов, чтобы выяснить кто именно из них способен прийти к употреблению наркотиков.

Почему наркомания так  распространена среди подростков? Подросток еще не успел сформироваться в полноценную личность, он слаб в эмоциональном плане. Поведение человека напрямую зависит от его благосостояния и кризис, связанный с подростковым возрастом, ведет к различным формам девиантного поведения, среди которых и наркомания.

Некоторые социологи рассматривают  употребление наркотиков, как своеобразное проявление бунтарства. Таким образом молодые люди употребляющие наркотики сопротивляются доминирующим социальным ценностям, идеологическим и материальным условиям жизни. Американский социолог Говард Беккер еще в своих работах в 1960-х о потребителях марихуаны доказывал, что подобного рода поведение молодых людей является своего рода антимоделью законопослушного поведения «нормальной» молодежи.

Кроме того, подростки хотят быстрее повзрослеть, казаться лучше своих сверстников и стараются решить эту проблему самым простым способом. Молодые люди показывают свою "взрослость" через употребление психотропных веществ и это губит их. В силу своей незрелости дети не понимают, что вредные пристрастия не помогают им решить проблемы, а наоборот приводят их к новым и более серьезным.

Так же, одной из причин является популизация наркотиков и формирование определенной наркоманской субкультуры. Подростки часто слышат о наркотиках в песнях любимых исполнителей, узнают что их кумиры употребляли наркотики и стремятся подражать своим кумирам. 70% опрошенных впервые попробовали наркотики именно в таком месте.  В интернете легко можно найти информацию, представляющие психотропные вещества в положительном свете. Наркотики можно найти на любом мероприятии, которые обычно посещают подростки, будь то рок концерт или дискотека, что дает возможность попробовать, то о чем ты наслышан и втянуться. Иногда причиной является проблема в социализации. Молодые люди испытывают трудности в общении, стесняются начать общение с кем либо,в особенности с противоположным полом. Тогда они создают себе мнение что психотропные вещества раскрепощают их.

Иногда причиной начала употребления психотропных веществ являются серьезные  внутренние проблемы. Когда ребенок  имеет заниженную самооценку, считает что он хуже чем остальные, имеет проблемы в семье или находится под воздействием других эмоциональных проблем, он входит в состояние депрессии. Он испытывает нужду в дополнительном обезболивании и ту то на сцене появляются наркотики. При их употреблении он испытывает кратковременное удовольствие, и ему хочется повторить его. Таким образом он втягивается, и уже не может выйти из состояния депрессии без допинга.

Информация о работе Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков