Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);

Содержание

Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 723.39 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей с нарушением слуха.

      Результаты проведенного исследования  позволили констатировать, что родители детей с нарушением слуха – это люди, которые точно знают, что им и их детям необходимо, прежде всего, внимание, поддержка, развитие. Но не всегда они представляют, как это сделать и организовать. Ведь, с другой стороны, это люди, заранее не собирающиеся стать родителями такого ребенка. Они становятся ими вдруг, а потому не всегда находят в себе силы выработать разумные формы поведения, отношения к своему ребенку. Однако они стремятся понять, как можно помочь и ему, и себе на тех или иных этапах его заболевания и тем более развития, а, поняв, действительно помогают, достигая при этом серьезных результатов. Происходит это, к сожалению не всегда. Исходную среду, в которой начинает формироваться личность ребенка, составляет семейная атмосфера, существующие в ней отношения, ценности.

Присутствие в семье ребенка с нарушением слуха создает в ней совершенно особую обстановку. Эта «особость» часто создается самими родителями, формирующими в отношениях к больному у других, здоровых детей, или ситуацию отстранения конфликтности или равенства и взаимопонимания. От наличия таких реакций во многом зависит, будут ли у ребенка с нарушением слуха формирующими регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, сопутствующие неприятности и эмоциональным взрывам, или же любви и приятия.

       Исходя из этого, ведущей идеей повышения эффективности педагогической работы с семей, имеющей ребенка с нарушением слуха, нами была определена следующая - на основе нетрадиционных форм и методов работы с родителями организовать гуманное демократическое воспитание и обучение детей в 
семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого подхода в воспитании и обучении детей, постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей с нарушением слуха.

Концептуальные положения  работы:

  • повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышение практических умений родителей в воспитании детей с нарушением слуха;
  • воспитание ребенка в реабилитационном учреждение и дома, создание атмосферы взаимоуважения на принципах единого подхода к воспитанию и обучению детей;
  • положительный пример поведения и отношения к окружающим всех взрослых членов семьи, систематическое включение детей в общественную, бытовую, хозяйственную деятельность, воспитание уважения к труду взрослых;
  • осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей, оказание особого внимания семьям с низкой общей и педагогической культурой.

Первичное обследование семей, имеющих детей с нарушением слуха, позволило получить нам результаты, которые свидетельствуют о необходимости определения наиболее оптимальных направлений работы с родителями, в рамках образовательного учреждения. В комплексной работе с родителями участвуют все специалисты через различные этапы этой работы. Все это получило отражение в разработанном нами механизме взаимодействия образовательного учреждения и семьи, имеющей ребенка с нарушением слуха.

Механизм  предусматривает более тщательное обследование семьи, более глубокую заботу о ней, а также решает возникающие юридические, социальные, психологические проблемы.

В соответствии с результатами предыдущих этапов исследования было выявлено, что основными принципами работы с родителями являются принцип комплексного подхода к организации реабилитационного процесса, принцип единства диагностики, принцип сотрудничества.

  • принцип комплексного подхода к организации реабилитационного процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких, как психоневролог, педагог-дефектолог, психолог, учитель-логопед и др.;
  • принцип единства диагностики педагогического процесса. Обследование ребенка и его семьи разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и так далее и определяет пути педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
  • принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по учебно-воспитательному процессу. Точно так же отношения между педагогом и ребенком, и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики - на «уровне глаз» ребенка, используя    прием «глаза в глаза»;

Определив ряд принципов работы педагога с семьями, воспитывающими детей с нарушенным слухом, рассмотрим содержание предлагаемого нами механизма повышения эффективности педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха.

Образовательное учреждение свое взаимодействие с родителями детей с нарушением слуха должно осуществлять поэтапно.

Апробация предлагаемого механизма взаимодействия осуществлялась нами частично, в основном на третьем этапе проекта в форме консультативной помощи родителям учащихся 6-го класса КСКОУ "Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 - 2 вида".

Остановимся подробно на описании каждого этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ЭТАП ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.

Первичная диагностика ребенка и его семьи (с учетом данных психолого-медико-педагогического консилиума).

Формы: социально-педагогическое обследование ребенка, анкетирование, тестирование, экспресс-опрос родителей, наблюдение.

По результатам диагностики определяются возможности родителей в реализации программы работы с ребенком.

В нашем исследовании первый этап реализован в рамках констатирующего эксперимента.

ВТОРОЙ ЭТАП - ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ.

Образовательное учреждение в лице администрации, классных руководителей и всех специалистов со всеми родителями детей проводит общее собрание. Его цель - познакомить родителей с особенностями работы КОУ и требованиями специалистов. Родители должны четко представлять свои обязанности и права.

Информирование родителей целесообразно осуществлять также и в других формах:

    • Собрания.
    • Обсуждение педагогических ситуаций.
    • Индивидуальные беседы с родителями.
    • Посещение семьи ребенка.
    • Беседа за круглым столом.
    • Дискуссионный «круглый стол».

Анализ работы педагогов с родителями детей с нарушением слуха показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

-педагоги не всегда  умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

-содержание педагогического  просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества педагогики не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей;

-довольно часто педагоги, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания детей с нарушением слуха, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что есть необходимость в проведении систематической работы по повышению уровня знаний, умений и навыков педагогов  в области сотрудничества с семьей.

На втором этапе педагогам было рекомендовано использовать различные формы работы, при этом, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей, беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.

На данном этапе работы, специалистами проводимыми диагностику составляется комплексный план психолого-педагогической работы. План-программа работы с ребенком обязательно согласовывается с родителями ребенка. Таким образом, мы возлагаем определенную долю ответственности на родителей, что логично влечет за собой выполнение требований.

Непосредственно содержание механизма взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей с нарушением слуха нашло свое отражение на третьем этапе нашей работы.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ЭТАП УСТАНОВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СВЯЗЕЙ.

Полученные сведения анализируются, после чего определяются условные группы родителей, объеденных одними и теми же проблемами. Для осуществления индивидуальной помощи специалистами определяются задачи по работе с каждой семьей, составляется комплексный план из трех блоков: коррекционно-педагогический, психологический, медицинский.

На третьем этапе проекта решались следующие задачи:

  1. Оказание квалифицированной поддержки родителям.
  2. Помощь близким и взрослым создать комфортную для развития ребенка с нарушением слуха семейную среду.
  3. Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка с нарушением слуха.

4.Сформировать адекватные взаимоотношения между взрослыми (родители, педагоги) и детьми.

Нами были определены следующие активные направления работы с семьей:

  1. Занятия родительского клуба.
  2. Реабилитация родителей-инвалидов.
  3. Совет отцов.
  4. Консультации специалистов образовательного учреждения.
  5. Городские родительские конференции, выставки.
  6. Консультации специалистов города, области.
  7. Городские мероприятия (праздники, спортивные мероприятия, развлечения, концерты, походы и т.д.):
  8. Дистанционное обучение.

Рассмотрим работу каждого из этих направлений.

I. Родительский клуб. (Школа для родителей).

В рамках Родительского клуба родителям предоставляется возможность: узнать о наших программах работы с семьей; встретиться с помощником (родителем такого же ребенка, но уже имеющим определенный опыт и оказывающим поддержку другим семьям); воспользоваться библиотекой, состоящей из следующих раздело: воспитание, реабилитация, психологические моменты в развитии ребенка с нарушениями в развитии, правовые вопросы, справочники и др.; с помощью нашего специалиста (врача, педагога, психолога) получить информацию, связанную с заболеванием ребенка, его реабилитацией, обучением и воспитанием; проконсультироваться у юриста о правах семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.

Родительский клуб создан для общения и взаимодействия родителей детей с нарушением слуха. Клуб дает семьям возможность: познакомиться и поговорить друг с другом, для взаимопомощи; выразить и обосновать свои чувства; выяснить полезные и бесполезные действия,  полагаясь на опыт других родителей; получить психологическую поддержку и помощь в основных семейных проблемах  воспитания и введения жизни ребенка с нарушением развития.

Основные цели родительского клуба - психологическая и информационная поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха, помощь семье в решении эмоциональных проблем в развитии ребенка, формирование у детей социальной компетентности, расширение запаса представлений об окружающем мире, далее интеграция ребенка и его семьи в общество. Важно отметить, что занятия для детей и родителей являются групповыми. План занятий строится с учетом запроса и интересов сформированной группы.

Родители общаются друг с другом и имеют возможность поделиться своим собственным опытом и использовать опыт других родителей. Они получают информационную и психологическую поддержку специалистов.

Занятия с  детской группы ведут психологи и педагоги-дефектологи, с привлечением необходимого числа учителей. Содержание работы включает в себя игры, тренинги, концерты и т.д. На каждом занятии фиксируются изменения в поведении родителей, их активность, и, на основе этих наблюдений специалисты делают выводы о динамике и в соответствии с ними составляют прогноз всей работы. Таким образом, работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с нарушением слуха.

Данная работа предполагает повышение заинтересованности,  открытости. Из пассивных получателей услуг, родители, по нашему мнению,  станут главным составляющим звеном в реабилитации своих детей.

Информация о работе Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха