Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);

Содержание

Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 723.39 Кб (Скачать файл)

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее считает Шматко Н.Д, так как сам факт того, что именно она произвела на свет вместо "чуда" больное существо, заставляет ее невыносимо страдать [35]. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение "конца жизни". Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.

Проблемы социального уровня. По мнению Т.И. Обуховой, после рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда и т.п.) [25].

Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Тем не менее, объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период, утверждает Л.С Выготский [9]. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием для проверки подлинности чувств как между супругами, так и между каждым из родителей и больным ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживает такого испытания и распадается, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии.

В силу этой причины (одиночества матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии), а также и других, среди которых могут быть и генетические (правомерный страх родителей перед рождением еще одного аномального ребенка), некоторые семьи отказываются от рождения других детей. В таких семьях ребенок-инвалид является единственным.

По мнению М.А. Поваляевой, есть семьи, в которых воспитывается еще один или два здоровых ребенка. В большинстве из них ребенок с нарушениями развития является последним из родившихся. Тем не менее, в таких семьях имеется больше благоприятных возможностей для нормализации психологического состояния родителей по сравнению с объективными возможностями родителей, воспитывающих единственного ребенка-инвалида. Родители, у которых здоровые дети родились после больных или являются одним ребенком из двойни, составляют немногочисленную группу [27].

Отношения в семье могут ухудшаться не только между супругами. Они могут изменяться между матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родителями или родителями ее мужа. Особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку. Жалость к своему внуку и его матери могут длительное время пронизывать взаимоотношения близких людей. Однако с возрастом силы слабеют: бабушки и дедушки постепенно отстраняются от такой семьи.

По мнению Л.А. Головчиц, длительное изучение проблем, возникающих в семьях воспитанников специальных учреждений, и наблюдение за их разрешением позволяют выделить еще одну особенность, характеризующую социальную позицию значительной части родителей в отношении воспитания, развития и преодоления проблем больного ребенка. Эту позицию можно назвать иждивенческой или безынициативной. Родители считают, что преодолением проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники учреждений, в которых их дети воспитываются, обучаются или продолжительно лечатся и живут [10].

Проблемы соматического уровня. Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.

Соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности.

 Матери больных детей жалуются  на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные  головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т.е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья [9].

Л.И. Акатов считает, что в группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными [1].

Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей.

По мнению практиков, в сознании не каждого слышащего родителя формируется потребность к усвоению специальных форм взаимодействия (дактилологии и жестовой речи) с ребенком, имеющим бисенсорный дефект, утверждает Л.П. Носкова [23]. В некоторых случаях отсутствие таких навыков может ограничивать как контакты самого ребенка с окружающим миром, так и возможные формы взаимодействия с ним родителей. Это также обусловливает возникновение коммуникативного барьера между ребенком и его родителями.

Таким образом, долговременная деформация, искажение отношения к ребенку с нарушением слуха со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха. Взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие его личности.

 

    1. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха

 

Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их решении.

Л.А. Головчиц утверждает, что работа с родителями — важная сторона деятельности администрации и педагогов [10].  В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа образовательного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними. Работа с родителями в условиях ежедневного посещения образовательного учреждения будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреждениях, где родители берут ребенка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.

По мнению Речицкой Е.Г., в работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:

    • формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;
    • осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;
    • изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения [30; 31].

Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом, статусом, семейным укладом, семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка, жилищными условиями и т.д. Информация о семьях детей должна быть многоплановой.

В связи с этим содержание работы взаимодействие образовательного учреждения с родителями включает два направления:

– образовательно- просветительская  работа с родителями;

– психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха.

Образовательно-просветительское направление – это первая исторически сложившаяся форма работы специалистов  с родителями детей с нарушениями слуха. Это направление несет подготовительную функцию. 

Целями образовательно-просветительского направления являются:

– установление гармоничных отношений между персоналом  образовательного учреждения и семьями воспитанников;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с нарушениями слуха.

В рамках образовательно-просветительского направления родители знакомятся с разнообразной полезной информацией, получают элементарные психолого-педагогические знания об особенностях развития, обучения и воспитания их ребенка в семейных условиях на определенных этапах его жизни. У родителей формируются предпосылки к осознанию потребности понимания и принятия особенностей развития ребенка, потребности формирования умения адекватно с ним взаимодействовать.

Е.Г. Речицкая утверждает, что в процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребенка-дошкольника с нарушенным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следующим вопросам:

    • состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей и лиц с нарушениями слуха;
    • отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к детям, в том числе к ребенку с нарушенным слухом, привязанность ребенка к членам семьи;
    • поведение и занятия ребенка дома, любимые занятия, игрушки, формы общения с ребенком в семье, отношение к ребенку со сниженным слухом, предъявление к его поведению и деятельности требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребенка в домашнем труде;
    • отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы, консультирование у специалистов, раннее слухопротезирование ребенка, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребенком, оценка своих педагогических возможностей, оценка эффективности работы с ребенком, вера в его возможности;
    • характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка;
    • знания родителей о содержании воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении, методах работы по различным направлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе [30].

Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей.

Л.А. Головчиц утверждает, что индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с нарушенным слухом. К таким формам относятся беседы, с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями иногородних детей. Беседы с родителями и другими членами семьи можно проводить утром или вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и в пятницу, если ребенок находится в дошкольном учреждении в течение пяти дней; во время приездов иногородних родителей. Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка времени, потому что поспешность и торопливость в общении с родителями не могут вызвать родителей на откровенный разговор, не дают возможности получить полные ответы на возникшие вопросы [10].

По мнению И.В. Королевой, от педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушение слуха у ребенка [16].

Как правило, в конце недели учителя-сурдопедагоги готовят задания и рекомендации для родителей по различным разделам. При встрече с родителями ребенка уточняется характер задания для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности (лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд), как организовать экскурсии в различные учреждения. В некоторых случаях, не понимающих содержание заданий или не умеющих правильно воспользоваться советами педагогов, родителей приглашают на занятия, в ходе которых раскрывается методика работы по какому-либо разделу работы, например по развитию слухового восприятия.

По мнению Л.А. Головчиц, в тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в дошкольное учреждение, педагог организует переписку с ними, отвечает на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, условиях жизни в дошкольном учреждении и др. [10]. Очень важно привлекать детей к участию в переписке с родителями: на глазах ребенка подписать конверт, показывать фотографии родителей. Дети могут делать рисунки, писать короткие тексты, подписывать с помощью педагога поздравительные открытки. Важно, чтобы педагог вместе с ребенком обсуждал каждое полученное письмо, в доступной форме рассказывал о жизни в семье, о том, что родители заботятся о своем малыше. Необходимо хранить все письма родителей, потому что дети любят рассматривать и читать их многократно утверждает.

Информация о работе Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха