Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОУ» обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Положение усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

1.Введение
2.Глава 1: Особенности адаптационного периода.
1.1 Понятие и виды адаптаций.
1.2 Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё.
1.3Особенности поведения детей в период адаптации.
3.Глава 2: Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
2.1 Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
2.2 Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
4.Заключение.
5.Список, используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и ДС Опыт работы1.docx

— 122.53 Кб (Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4:

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Ф.И. ребенка__________________________ 
Дата рождения «______»______________201_  г.р. Возраст _________ 
Дата поступления_____________

Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Настроение

                 

Аппетит:

                 

Завтрак

                 

Обед

                 

Полдник

                 

Сон:

                 

Засыпание

                 

Длительность

                 

Активность:

                 

В игре

                 

В речи

                 

Взаимоотношения с детьми

                 

Взаимоотношения со взрослыми

                 

 

Условные обозначения: Положительно + Не устойчиво + / - Отрицательно - Болел «б» Находился дома «Д»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5:

ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ  
Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.

( Фамилия имя ребенка) 
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в  
домашней обстановке? Бодрое, уравновешенное - 3 балла 
Неустойчивое - 2 балла 
Подавленное - 1 балл 
2. Как Ваш ребенок засыпает? 
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла 
Долго не засыпает - 2 балла 
Неспокойно - 1 балл 
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? 
Да - 1 балл 
Нет - 3 балла 
4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка? 
2 ч - 3 балла 
1 ч - 1 балл 
5. Какой аппетит у Вашего ребенка? 
Хороший - 4 балла 
Избирательный - 3 балла 
Неустойчивый - 2 балла 
Плохой - 1 балл 
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? 
Положительно - 3 балла 
Отрицательно - 1 балл 
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок? 
Да - 3 балла 
Нет, но бывает сухой - 2 балла 
Нет и ходит мокрый - 1 балл 
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? 
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается 
(указать другое)- 1 балл 
Нет - 3 балла 
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? 
Да - 3 балла 
Иногда - 2 балла 
Нет - 1 балл 
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? 
Да - 3 балла 
Иногда - 2 балла 
Нет - 1 балл 
11. Как Ваш ребенок играет? 
Умеет играть самостоятельно - 3 балла 
Не всегда - 2 балла 
Не играет сам - 1 балл 
12. Какие взаимоотношения со взрослыми? 
Легко идет на контакт - 3 балла 
Избирательно - 2 балла 
Трудно - 1 балл 
13. Какие взаимоотношения с детьми? 
Легко идет на контакт - 3 балла 
Избирательно - 2 балла 
Трудно - 1 балл 
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? 
Да - 3 балла 
Не всегда - 2 балла 
Нет - 1 балл 
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе? 
Есть - 3 балла 
Не всегда - 2 балла 
Нет - 1 балл 
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? 
Перенес разлуку легко - 3 балла 
Тяжело - 1 балл 
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? 
Есть - 1 балл 
Нет - 3 балла.

Кол-во баллов: 

Прогноз адаптации: Готов к поступлению в ДОУ 40 -55 баллов 
Условно готов 24-39 баллов 
Не готов 16-23 баллов

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.

Анкеты для родителей, дети которых поступают в дошкольное учреждение

Уважаемые родители! Мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.

Анкета для родителей

 
Мы рады видеть Вашего ребенка в нашем детском саду. Нам было бы интересно узнать о Вашем ребенке. Это поможет ему быстрее адаптироваться, почувствовать себя полноправным членом нашего коллектива. 
Сведения о родителях: 
ФИО мамы 
Образование 
Место работы

ФИО папы 
Образование 
Место работы

Домашний адрес 
Телефон

Сведения о ребенке: 
Дата рождения

Каким Вы считаете своего ребенка? 
- очень эмоциональным 
- спокойным, уравновешенным 
- малоэмоциональным

Считаете ли Вы, что ваш ребенок… 
- излишне беспокоен 
- плаксивый 
- раздражительный 
- апатичный 
- очень подвижный

Как Ваш ребенок любит, чтобы его называли?

Любимая и нелюбимая пища Вашего ребенка?

Охотно ли ребенок вступает в общение: 
- с детьми своего возраста 
- с детьми старшего возраста 
- с родными 
- с незнакомыми взрослыми

Любимые занятия ребенка?

Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

Как ребенок реагирует на нарушение привычного режима, смену обстановки?

Как спит ребенок, легко ли засыпает, в каком настроении просыпается?

В каком настроении обычно находится ребенок, легко ли оно изменяется и под воздействием каких факторов?

Как ребенок осваивает правила поведения, легко ли им подчиняется?

Какие проявления в поведении ребенка Вас волнуют? 
- непослушание 
- капризы 
- неаккуратность 
- стеснительность 
- нервозность 
- говорит неправду 
- другие…

Индивидуальные особенности, которые на ваш взгляд надо учесть воспитателю при работе с Вашим ребенком?

Состояние здоровья ребенка 
Каким Вы считаете состояние здоровья ребенка? 
- хорошее 
- ослабленное 
- часто болеющий ребенок

Часто ли болеет простудными заболеваниями?

У каких врачей-специалистов наблюдается ребенок?

Знакомы ли Вы с условиями воспитания в ДОУ? 
Знаете ли Вы как проходит процесс привыкания детей раннего возраста к ДОУ? 
- из каких источников 
- когда узнали (до или в период поступления ребенка в сад)

Готовили ли ребенка к поступлению в детский сад?

Кто в основном занимался воспитанием ребенка?

Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?

Есть ли у ребенка привычки? 
- засыпать на руках 
- засыпать при укачивании 
- сосать палец, соску 
- пить из бутылочки и т.д.

Б :План воспитательно-образовательной деятельности на адаптационный период в группе раннего возраста

Дни недели

Вид работы

Цель

ПОНЕДЕЛЬНИК

I половина дня (утро)

Д/и «Что изменилось?»

Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.

Дневная прогулка

П/и «Кто попадёт?»

Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня

Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!»

Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи

Вечер

Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку”

Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка

ВТОРНИК

I половина дня (утро)

Д/и «Что ещё такой же формы?»

Учить детей находить предметы одинаковой формы.

Дневная прогулка

П/и «Мыльные пузыри!»

Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.

II половина дня

Чтение стихотворения А.Барто «Мячик»

Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.

Вечер

Беседа с родителями “Ваш ребенок”

Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка

СРЕДА

I половина дня 
(утро)

1.Повторение потешки «Как у нашего кота» 
2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота»

Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение 
Развивать мелкую моторику рук.

Дневная прогулка

П/и «Подпрыгни до ладошки»

Развитие ловкости, быстроты реакции и движений

II половина дня

Настольный театр «Теремок»

Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение

Вечер

Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье

Облегчение адаптации Сони

ЧЕТВЕРГ

I половина дня 
(утро)

1.Чтение стихотворения  Б.Заходера «Ёжик»

Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание

 

2. Лепка «Слепим мисочку  и угостим ёжика молоком»

Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика.

Дневная прогулка

П/и игра «Кто попадет в корзину?»

Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко»

С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать.

Вечер

Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании”

Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей

ПЯТНИЦА

I половина дня 
(утро)

1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого  «Была в лесу белка» 
2.Рисование «Орешки для белочки»

1.Познакомить малышей  с белкой и её детками, учить  слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы 
2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам

Дневная прогулка

П/и «Кошечка крадётся»

Тренировка вестибулярного аппарата.

II половина дня

Потешка «Киска, киска брысь!»

Повторение ранее изученной потешки.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Ф.И.О. 
Возраст на момент поступления в ДОУ 
Неделя пребывания в ДОУ

Компоненты адаптации

ПОКАЗАТЕЛИ

ПРИЕМЫ ПОДДЕЖКИ

Сильные стороны развития

Факторы риска дезадаптации

Воспитатели

Педагоги-психологи

Родители

Психологические

         

Индивидуально-психологические

         

Социально-психологические

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни 
Дата рождения ______________________________________ 
Дата поступления____________________________________ 
Анализ_____________________________________________

 

Уровень нервно-психического развития

Активная речь

Сенсорное 
развитие

Игра

Конструи 
рование

Изобретатель-ная деятельность

Движение

Навыки

2,5 г

             

3 г

       

 

 
   

 

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ