Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОУ» обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Положение усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

1.Введение
2.Глава 1: Особенности адаптационного периода.
1.1 Понятие и виды адаптаций.
1.2 Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё.
1.3Особенности поведения детей в период адаптации.
3.Глава 2: Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
2.1 Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
2.2 Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
4.Заключение.
5.Список, используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и ДС Опыт работы1.docx

— 122.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Аралова М.А.’’ Игры  с детьми раннего возраста  :Методические рекомендации’’- М.:ТЦ Сфера .2008.-128 с.(Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»1 )  
2.Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)  
3.Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.  
4.Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)  
5.Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно –методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с. 
6.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.  
7.Жердева Е.В. '' Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня)'' .- Ростов н/Д: Феникс , 2008.- 186 с.  
8.Заводчикова О.Г.'' Адаптация ребёнка в детском саду :взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи :пособие для воспитателей ''. – М.: Просвещение.2007. – 79 с.  
9.Иванова Н.В. , Кривовицына О.Б. ,Якупова Е.Ю ''Социальная адаптация малышей в ДОУ ''. М.:ТЦ Сфера,2011.-128 с.-(Библиотека Воспитателя)  
10.Ковалева И.В. ''Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа ''.М.: Айрис – пресс ,2008.- 48 с.  
11.Костяк Т.В. '' Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений''.М.: Издательский центр ‘’Академия ‘’,2008. – 176 с.  
12.Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа , психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград : Учитель, 2010.- 127 с.  
13.Макарычева Н.В. '' Проблемы раннего детства :диагностика , педагогическая поддержка , профилактика :В помощь занимающимся воспитанием детей 2 – 3 лет''. – М .:АРКТИ, 2005.- 64 с.  
14.Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад : педагогическое образование родителей'' .- СПб. :ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО -ПРЕСС '',2009. – 80 с.  
15.Оверчук Т.И. ''Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада(сборник статей и документов)''. СПб.: ''ДЕТСТВО – ПРЕСС’’, 2003. – 220 с.  
16.Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.  
17.Русаков А.С. '' Адаптация ребёнка к детскому саду . Советы педагогам и родителям :Сборник . '' - СПб.: Речь , Образовательные проекты ;М.:Сфера, 2010.- 128 с.  
18.Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом , диагностика ,рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.  
19.Шитова Е.В.'' Работа с родителями :практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет ''.Волгоград :Учитель,2009.-169с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1:  
Советы родителям в адаптационный период

1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу. 
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа. 
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой. 
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи. 
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи. 
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. 
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде. 
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания. 
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее. 
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений. 
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» 
1. Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. 
2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи. 
3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. 
4.Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время ,как пообещали. 
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 
6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 
7.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 
8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест ,цирка, театра. 
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом. 
10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу. 
11.Не скупитесь на похвалу. 
12.Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте ,поглаживайте, называйте ласковыми именами.

РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!

Памятка выдается родителям на первом родительском собрании, которое проводится за три месяца до поступления детей в детский сад.

Адаптация в детском саду -этоприспособление к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается ,живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. 
В случае, если установленный в семье порядок изменяется, обычное поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро разрушиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно малая подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко, нарушая привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят: 
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание) 
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый) 
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются). 
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: 
-повышение температуры тела 
-изменения характера стула 
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) 
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше. 
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным.

Итак, что должны знать и уметь родители: 
1.Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми и детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада. 
2.Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду. 
3.Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня). 
4.В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов. 
5.Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов. 
6.Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации. 
7.Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок. 
8.Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. 
НЕОБХОДИМО: 
-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета). 
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни. 
-приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п. 
Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения. 
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне. 
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,  
3 адаптационные группы: 
Эмоциональное состояние: 1гр. - слезы, плач ;2 гр. – ребёнок неуравновешен, заплачет ,если рядом нет взрослого;3гр.- состояние ребёнка спокойное, уравновешенное 
Деятельность: 1гр.-отсутствует;2гр.-подражание взрослым;3гр.-предметная деятельность или сюжетно ролевая игра 
Отношения со взрослыми и детьми: 1гр. – отрицательные (ребёнок не воспринимает просьбы воспитателя, с детьми не играет );2гр.- положительное отношение по просьбе воспитателя или детей;3гр.- положительное по инициативе ребенка  
Речь: 1гр.-отсутствует или связана с воспоминанием о близких;2гр.-ответная(отвечает на вопросы детей и взрослых);3гр.-инициативная(сам обращается ко взрослым и детям) 
Потребность в общении:1гр.-потребность в общении с близкими взрослыми ,в ласке, заботе;2гр.-потребность в общении со взрослыми ,в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении;3гр.- потребность в общении со взрослыми в самостоятельных действиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: 
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации 
(для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста) 
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома. 
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос. 
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят. 
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики. Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой. Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки. 
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей. 
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3:

А.Игры в адаптационный период с детьми .  
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. 
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. 
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. 
                                                «Иди ко мне».

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ