Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОУ» обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Положение усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

1.Введение
2.Глава 1: Особенности адаптационного периода.
1.1 Понятие и виды адаптаций.
1.2 Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё.
1.3Особенности поведения детей в период адаптации.
3.Глава 2: Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
2.1 Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
2.2 Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
4.Заключение.
5.Список, используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и ДС Опыт работы1.docx

— 122.53 Кб (Скачать файл)

2.1:Характеристика  форм работы с родителями в  адаптационный период.  
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. 
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.  
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.  
Задачами этой работы являются следующие параметры: 
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье. 
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.  
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.  
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:  
-целенаправленность, систематичность, плановость; 
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; 
-доброжелательность, открытость. 
Ожидаемые результаты работы с родителями – это появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшение детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу с целью организации встреч со специалистами; возрастание интереса к мероприятия, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.  
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.  
Л.В.Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей: 
- беседы; 
- родительские собрания; 
- анкетирование; 
- посещение на дому; 
- выставки; 
- папки-передвижки; 
- наглядные формы педагогической пропаганды; 
- консультации; 
- присутствие родителей во время адаптационного периода в группе; 
- укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;  
- алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь». 
Также она предлагает использовать перспективный план по работе с родителями в адаптационный период, который был мною использован в работе, эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и помогает в общение между родителями и ДОУ.

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

- "Познай себя как родитель" 

- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения  
- Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду 
- Значение режима для воспитания 
- Гигиенические требования к одежде ребенка  
- Анкетирование 
- Тест "Я и мой ребенок"

- "Здоровый ребенок" 
- Профилактика простудных заболеваний 
- Система оздоровления 
- Закаливание в семье 
- Нетрадиционные формы оздоровления, точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав  
- Питание - залог здоровья

- "Общение родителей и детей"  
- Игры и развлечения 
- Как организовать игровой уголок дома 
- Какие игрушки покупать малышу 
- Организация прогулок с детьми  
- Любовь к книге 
- Детская библиотека в семье

     

 

 

     
     
   

 

После того как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен необходимо четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в этот период.  
Заведующий: проведение экскурсий по ДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров.

Старший воспитатель: проведение социологических опросов (анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации.  
Педагог-психолог: диагностирование, психогимнастика, консультирование.  
Учитель-логопед: диагностика, консультирование.  
Инструктор по гигиеническому воспитанию: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика.  
Воспитатель по физкультуре: проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.  
Воспитатели: организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование.  
Музыкальный руководитель: проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование.  
Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации, процесс у воспитанника детского сада будет протекать не как приспособительский, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых. 
Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.  
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.  
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребёнок – педагог – родитель».  
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. 
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.  
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.  
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. 
Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.  
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.  
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.  
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.  
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь - общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.  
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.  
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.  
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п. 
Также, общение педагогов с родителями может быть не напрямую, а через блоги. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.  
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.  
2.2 Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период  
Этапы работы с детьми в период адаптации:  
Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течении всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка ) . В ПРИЛОЖЕНИИ 3 - приведены  
-перспективный план работы на адаптационный период; 
- игры ,которые О.Г.Заводчикова рекомендует использовать в этот промежуток времени.

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования: 
-игру повторяют в течение дня несколько раз; 
-при введение новой игры знакомые игры повторяют; 
-знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы; 
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;  
-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;  
-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.  
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.  
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:  
1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.  
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.  
3.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).  
Степень адаптации: 
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.  
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.  
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.  
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка. 
4.Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организуют диагностическую работу. Диагностика проводится по согласоваванию с родителями.  
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в три этапа:

1-ый этап. Первичная диагностика 
Цель заключается в определении факторов, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. При этом используется анкетирование родителей, (приложение - прогноз адаптации; анкеты для родителей). Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.  
По полученным результатам определяют прогноз адаптации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5-анкета для родителей) и составляют индивидуальный образовательный маршрут. Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

  • нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения:

  • несформированность культурно-гигиенических навыков;

  • недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

На этой основе выделяют тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребёнка; определяют типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период. Затем составляют карту индивидуального сопровождения ребёнка. Индивидуальная работа с детьми – важнейшее условие их успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов определяется следующими факторами:

  • различен опыт отрыва от матери;

  • не одинаков уровень тренированности нервных процессов;

  • отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

  • по-разному организовано воспитание в семье, режим дня, занятия, формы поощрения и порицания;

  • отличия по типу нервной системы;

отличия по темпу как психического развития в целом, так и их отдельных сторон. 
Индивидуальный путь развития ребёнка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития: восприятия, движения и речи или их сторон. По результатам первичной диагностики составляется Карта индивидуального сопровождения ребёнка (ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ). На основе результатов текущей диагностики вносятся необходимые изменения в Карту сопровождения.  
2-ой этап. Текущая диагностика 
Цель, которой охарактеризовать ход адаптации; выявить возможные проявления дезадаптации, используется метод наблюдения за ребёнком во время пребывания в ДОУ.  
3-ий этап. Итоговая диагностика 
Её цель- определить уровень адаптированности ребёнка к ДОУ, используется метод наблюдений(за ребёнком наблюдают в течении недели через три недели после начала посещения ДОУ).  
Результатом диагностики является составление сводной таблицы по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы; принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребёнку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.  
Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. В отношении каждого ребёнка определяются, и при необходимости корректируются, меры, улучшающие исход адаптационного периода .  
Этапы работы с родителями в период адаптации:  
1.Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.  
2.Составление семейного анамнеза.  
Приложение: прогноз адаптации, анкеты для родителей, чьи дети поступают в ГДОУ.  
3.Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.  
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее: беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации.  
В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.  
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.  
Система работы, направленная на взаимодействия детского и семьи воспитанника на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации и как следствие взаимодействие ДОУ и семьи будет носить продуктивный характер, приносящий максимум пользы для всех участников адаптационного периода.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 
Детский сад - серьёзный этап в жизни ребёнка ,большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптация детей третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения. 
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу. 
В ходе данной работы, мною были рассмотренные аспекты, доказывающие, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка третьего года жизни к дошкольному учреждению. По моему мнению, педагог – профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. 
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей: 
Рекомендации для воспитателей: 
- любите детей и относитесь к ним как своим; 
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка; 
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам; 
- налаживайте контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение; 
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку; 
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад. 
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. 
Рекомендации для родителей: 
- любите своего ребенка таким, какой он есть; 
- радуйтесь своему ребенку; 
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном; 
- слушайте ребенка, не перебивая его; 
- установите четкие и определенные требования к ребенку; 
- не устраивайте для ребенка множество правил; 
- будьте терпеливы; 
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное; 
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними; 
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы; 
- чаще хвалите ребенка; 
- поощряйте игры с другими детьми; 
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду; 
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка; 
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения; 
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ; 
- посещайте групповые собрания.

Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.  
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.  
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.  
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.  
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.  
Основные принципы работы по адаптации детей следующие: 
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.  
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю). 
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой). 
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).  
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек. 
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).  
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. 
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации детей третьего года жизни была достигнута, созданием целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации, а задачи реализованы через технологию педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.  
Данный опыт работы имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.  

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ