Адаптация ребенка в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:39, доклад

Краткое описание

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация ребенка в детском саду.docx

— 19.34 Кб (Скачать файл)

Адаптация ребенка в детском  саду

 Оформляя ребенка в  детский сад, родители часто  переживают: как встретят ребенка?  Будет ли ему хорошо в детском  саду? Как его будут кормить,  поить, укладывать спать? Как  пройдет адаптация ребенка в  детском саду? Волнение это вполне  объяснимо: родители впервые оставляют  ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на  их глазах. Было внимание, любовь  всех близких. А будут ли  любить ребенка в детском саду?

 

 Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

 

Все ли дети ведут себя одинаково  при поступлении в детский  сад?

 

 Одни дети приходят  в группу уверенно, внимательно  рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают  играть. Другие делают это с  меньшей уверенностью, больше наблюдают  за воспитателем и выполняют  предложенные им действия. Третьи  проявляют по отношению к воспитателю  негативизм, отклоняют все предложения,  боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много  и громко плачут. Чем же объясняется  такое разное поведение детей?

 

    Проблемы с адаптацией  в детском саду могут быть  самыми разными:

  отсутствие в семье  режима, совпадающего с режимом  детского учреждения;

  наличие отрицательных  привычек (сосание соски, укачивание  при укладывании);

  неумение занять себя  игрушкой;

  несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

 Однако главной и  основной причиной такого поведения  является отсутствие у ребенка  опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

 

 Когда у ребенка  опыт общения со сверстниками  ограничен, большое количество  детей в группе вызывает у  него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок,  если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

 

 Дети, у которых уже  имеется положительный опыт общения  со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

 

 В процессе общения  ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или  иной обстановке, учится устанавливать  взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

 

 Общение ребенка связано  с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается  как само собой разумеющийся  процесс. Поэтому взрослые учат  ребенка играть, учиться, трудиться  и довольно редко учат умению  общаться.

 

 Научить ребенка вступать  в общение со взрослыми и детьми - важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

 

 Особое значение в  период адаптации ребенка к  условиям общественного воспитания  имеют и такие факторы, как  привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических  навыков, навыков самообслуживания  и т. д. На это следует  обращать постоянное внимание  в семье. К концу первого  года жизни у ребенка необходимо  сформировать умение садиться  на стул, самостоятельно пить  из чашки. С 1 года 2 месяцев  необходимо учить ребенка пользоваться  ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные  блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать  в раздевании, умывании.

 

 С 1 года 6 месяцев ребенка  надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

 

 Очень трудно дается  детям перенос сформированных  навыков в новую обстановку. В  связи с этим при поступлении  в детское учреждение наблюдается  временная их утрата.

 

 Поэтому необходимо  не только упражнять детей  в применении сформированных  навыков, но и контролировать  выполнение бытовых правил в  разных ситуациях, пояснять их  значение.

 

 Дети, у которых в  соответствии с возрастом сформированы  и навыки общения, и культурно-гигиенические  навыки, быстро и безболезненно  привыкают к условиям общественного  дошкольного воспитания, успешно  развиваются умственно и нравственно,  растут крепкими и здоровыми.

 

 О развитии ребенка,  поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым  навыкам.

 

     В 1 год 6 месяцев  ребенок:

 

     * держит в  кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет  из чашки (почти не проливая);

     * отрицательно  относится к нарушению опрятности;

     * сообщает о  физиологических потребностях;

     * спокойно относится  к умыванию. В 1 год 9 месяцев  ребенок:

     * самостоятельно  ест любую пищу (в том числе  и с хлебом) из своей тарелки;

     * самостоятельно  снимает (стягивает) шапку и  обувь, частично одевается (натягивает  шапку, надевает туфли);

     * обращает внимание  на грязное лицо и руки;

     * контролирует  физиологические потребности;

     * проявляет  стремление к самостоятельным  действиям;

     * знает места  хранения одежды, игрушек и других  вещей.

 

     В 2 года ребенок:

 

     * ест аккуратно, не облизываясь;

     * при умывании  трет ладони и части лица, вытирается  при помощи взрослого;

     * самостоятельно  одевается (натягивает носки,  шапку, обувь при незначительной  помощи взрослого), частично раздевается;

     * знает места  хранения одежды, обуви, игрушек  и посуды;

     * пользуется  носовым платком (при напоминании);

     * контролирует  физиологические потребности. В  2 года 6 месяцев ребенок:

     * одевается  и раздевается с незначительной  помощью взрослого;

     * расстегивает  и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:

     * одевается  с незначительной помощью взрослого,  а раздевается самостоятельно;

     * складывает  свою одежду перед сном;

     * застегивает  несколько пуговиц, завязывает (связывает)  шнурки;

     * знает назначение  многих предметов и их местонахождение;

     * выполняет  поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);

     * умеет мыть  руки с мылом, умываться, вытираться  полотенцем;

     * замечает беспорядок  в своей одежде, пользуется носовым  платком;

     * регулирует  свои физиологические потребности;

     * вытирает обувь  при входе в квартиру;

     * аккуратно  ест, правильно держит ложку,  пользуется салфеткой;

     * не выходит  из-за стола до конца еды  и не мешает за столом другим;

     * говорит слова  благодарности, здоровается, прощается.

 

     Условия для  успешной адаптации ребенка в  детском саду:

 

 Для того чтобы адаптация  ребенка к детскому саду не  затягивалась, необходимо следующее:

 

1. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе.

 

 Необходимо сформировать  у ребенка положительную установку,  желание идти в детский сад.  Это зависит в первую очередь  от умения и усилий воспитателей  создать атмосферу тепла, уюта  и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней  почувствует это тепло, исчезнут  его волнения и страхи, намного  легче пройдет адаптация. Чтобы  ребенку было приятно приходить  в детский сад, нужно "одомашнить" группу.

 

 Мебель лучше разместить  таким образом, чтобы она образовала  маленькие комнатки, в которых  дети будут чувствовать себя  комфортно. Хорошо, если в группе  будет небольшой "домик", где  ребенок может побыть один, поиграть  или отдохнуть. Сделать такой  "домик" можно, например, из  детской кроватки, обтянув красивой  тканью и вынув из нее нижнюю  доску.

 

 Желательно рядом с  "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

 

 В группе необходим  и спортивный уголок, который  удовлетворял бы потребность  детей 2-3 лет в движении. Уголок  следует оформить так, чтобы  у ребенка появилось желание  заниматься в нем.

 

 Малыши еще не владеют  речью настолько, чтобы выразить  четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

 

 Психологи и физиологи  установили, что изобразительная  деятельность для ребенка не  столько художественно-эстетическое  действо, сколько возможность  выплеснуть на бумагу свои  чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

 

 Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

 

 Летом подобные игры  легко организовать на улице.  В осенне-зимнее время желательно  иметь уголок песка и воды  в помещении. Для разнообразных  и увлекательных игр используются  небьющиеся сосуды разной конфигурации  и объема, ложки, сита, воронки,  формочки, резиновые трубочки. Дети  могут купать в воде резиновых  кукол, набирать в резиновые  игрушки воду и выталкивать  ее струей, пускать по воде  кораблики и т. д.

 

 Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым  условиям у детей сначала восстанавливается  аппетит, труднее нормализуется  сон (от 2 недель до 2-3 месяцев).

 

 Проблемы со сном  вызваны не только внутренним  напряжением, но и окружающей  обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

 

 Необходимо всячески  удовлетворять чрезвычайно острую  в период адаптации потребность  детей в эмоциональном контакте  со взрослым.

 

 Ласковое обращение  с ребенком, периодическое пребывание  малыша на руках взрослого  дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

 

 Маленькие дети очень  привязаны к маме. Ребенку хочется,  чтобы мама все время была  рядом. Поэтому очень хорошо  иметь в группе "семейный" альбом  с фотографиями всех детей  группы и родителей. В этом  случае малыш в любой момент  сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

 

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще  до поступления ребенка в детский  сад.

 

 Необходимое условие  успешной адаптации - согласованность  действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным  особенностям ребенка в семье  и детском саду.

 

 Задача воспитателя  - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

 

 В свою очередь, родители  должны внимательно прислушиваться  к советам педагога, принимать  к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если  ребенок видит хорошие, доброжелательные  отношения между своими родителями  и воспитателями, он гораздо  быстрее адаптируется в новой  обстановке.

 

3. Правильная организация  в адаптационный период игровой  деятельности, направленной на формирование  эмоциональных контактов "ребенок  - взрослый" и "ребенок - ребенок"  и обязательно включающей игры  и упражнения.

 

Основная задача игр в  период адаптации ребенка в детском  саду - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе  доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного  партнера в игре. Эмоциональное общение  возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому  малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором  игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Информация о работе Адаптация ребенка в детском саду