Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:39, доклад
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Адаптация ребенка в детском саду
 Оформляя ребенка в 
детский сад, родители часто 
переживают: как встретят ребенка? 
Будет ли ему хорошо в детском 
саду? Как его будут кормить, 
поить, укладывать спать? Как 
пройдет адаптация ребенка в 
детском саду? Волнение это вполне 
объяснимо: родители впервые 
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
 Одни дети приходят 
в группу уверенно, внимательно 
рассматривают окружающее, выбирают, 
чем им заняться, и начинают 
играть. Другие делают это с 
меньшей уверенностью, больше наблюдают 
за воспитателем и выполняют 
предложенные им действия. Третьи 
проявляют по отношению к 
Проблемы с адаптацией в детском саду могут быть самыми разными:
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
неумение занять себя игрушкой;
несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
 Однако главной и 
основной причиной такого 
 Когда у ребенка 
опыт общения со сверстниками 
ограничен, большое количество 
детей в группе вызывает у 
него страх, стремление 
 Дети, у которых уже 
имеется положительный опыт 
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
 Общение ребенка связано 
с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается 
как само собой разумеющийся 
процесс. Поэтому взрослые 
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
 Особое значение в 
период адаптации ребенка к 
условиям общественного 
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.
 Очень трудно дается 
детям перенос сформированных 
навыков в новую обстановку. В 
связи с этим при поступлении 
в детское учреждение 
Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
 Дети, у которых в 
соответствии с возрастом 
 О развитии ребенка, 
поступающего в дошкольное 
В 1 год 6 месяцев ребенок:
* держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
     * отрицательно 
относится к нарушению 
* сообщает о физиологических потребностях;
* спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев ребенок:
* самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
     * самостоятельно 
снимает (стягивает) шапку и 
обувь, частично одевается (
* обращает внимание на грязное лицо и руки;
* контролирует физиологические потребности;
* проявляет стремление к самостоятельным действиям;
* знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребенок:
* ест аккуратно, не облизываясь;
* при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
     * самостоятельно 
одевается (натягивает носки, 
шапку, обувь при 
* знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
     * пользуется 
носовым платком (при 
     * контролирует 
физиологические потребности. 
     * одевается 
и раздевается с 
* расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
     * одевается 
с незначительной помощью 
* складывает свою одежду перед сном;
* застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
     * знает назначение 
многих предметов и их 
     * выполняет 
поручения из двух-трех 
     * умеет мыть 
руки с мылом, умываться, 
* замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
     * регулирует 
свои физиологические 
* вытирает обувь при входе в квартиру;
* аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
* не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
     * говорит слова 
благодарности, здоровается, 
Условия для успешной адаптации ребенка в детском саду:
Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду не затягивалась, необходимо следующее:
 1. Создание эмоционально 
благоприятной атмосферы в 
 Необходимо сформировать 
у ребенка положительную 
 Мебель лучше разместить 
таким образом, чтобы она 
Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
 Малыши еще не владеют 
речью настолько, чтобы 
 Психологи и физиологи 
установили, что изобразительная 
деятельность для ребенка не 
столько художественно-
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
 Летом подобные игры 
легко организовать на улице. 
В осенне-зимнее время 
 Как показывают наблюдения, 
по мере привыкания к новым 
условиям у детей сначала 
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
 Необходимо всячески 
удовлетворять чрезвычайно 
 Ласковое обращение 
с ребенком, периодическое пребывание 
малыша на руках взрослого 
дают ему чувство защищенности, 
помогают быстрее 
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
 2. Работа с родителями, 
которую желательно начать еще 
до поступления ребенка в 
 Необходимое условие 
успешной адаптации - согласованность 
действий родителей и 
Задача воспитателя - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
 В свою очередь, родители 
должны внимательно 
3. Правильная организация 
в адаптационный период 
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.