Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Вложенные файлы: 1 файл

Ведущие педагогические идеи.docx

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суровой дисциплины. Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению долга гражданина. Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радостный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное применение похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отношение отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки. Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их школах в основном было платным. [1,с.46]

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вер-жерио (1350-1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369—1444) — Италия; Р. Агрикола (1443—1485), И. Рейхин (1455-1522) — Германия; М. Монтень (1533-1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) — Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446)

Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое значение придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества уча-щихся. Стремился выявлять индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление. Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.[1,с.47]

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553)

 — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль. Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую активность. Воспитание включает: физическое воспитание — бег, борьбу, прыжки, плавание, гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспитание — занятия музыкой на нескольких инструментах, пение; нравственное воспитание — религия и труд. «Знания без совести есть душевная смерть». .[1,с.47]

 

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467—1536)

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младший дух занимался семенами благочестия, вторая —Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую называл «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.[1,с.49]

ТОМАС МОР (1478—1535)

Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству [1,с.50]

Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию.[6]

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».[6]

 

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ(XVII в.)

Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа»[6]

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670)

Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира.[6]

Цель воспитания -Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.

Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:

1 ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;

2 ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства

(воображение, память, речь и ручную  активность);

3 ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен¬

ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суждениям;

4 ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1)

богословский; 2) юридический; 3) медицинский. [1,с.67]

Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.[2,с.27]

Быть владыкой всех созданий, по Я.А. Коменскому, – это значит использовать все вещи по их

назначению, употреблять их с пользой для себя, человек среди всех созданий должен вести себя с достоинством и святостью, понимая, где, когда и до какого предела нужно уступать ближнему, должен

быть в состоянии разумно управлять своими внешними и внутренними действиями.

Наконец, человек должен ясно представлять себе совершенство своего прообраза – Бога.

Отсюда у Я.А. Коменского следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку,

заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3)чтобы он себя и все возводил к Богу – источнику всех вещей.

Если эти требования мы выразим тремя хорошо известными словами, то получим, по Я.А.

Коменскому:

I. Научное образование.

II. Добродетель, или нравственность.

III. Религиозность, или благочестие.

Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я.А. Коменский конкретизировал свою

основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педагогической концепции

и философское, и сугубо практическое значение.

Из этих положений Я.А. Коменского вытекало и его конкретное требование, чтобы во всяком

благоустроенном обществе создавались и функционировали школы как

воспитательно-образовательные учреждения для совместного воспитания подрастающего поколения

независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.[3,с102]

ДЖОН ЛОКК (1632—1704)

Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.[6]

Цель — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. У человека нет врож-денных идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.[1,с.71]

Главная цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других. Для достижения этой цели педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание.[2,с.29]

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.).

Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного. В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци [6] К. А. Гельвеций, Д. Дидро

Персоналии: В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лафарг, А. Бебель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э. Торндайк, В. Оконь, Дж. Брунер, Р. Штейнер, Г. Берне.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-МАТЕРИАЛИСТОВ XVIII В.

Дени Дидро (1713-1784)

Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)

Признавал материальность мира.

Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индивидуальных различий у детей.

Цель воспитания — честный человек, обладающий твердостью и справедливостью, здравым, просвещенным, обширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем.

Основные идеи в области воспитания:

1) врожденное равенство всех  людей;

2) личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности;

3) воспитание как направляющая  сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало  воспитания.

Цель — стремление к всеобщему благу. Отрицал индивидуальные различия у детей. Различия в способностях людей — следствие различий в условиях воспитания.

Признавал всемогущество воспитания. Под воспитанием понимал и совокупность всех условий жизни индивидуума.

Предлагал покончить с засильем латыни и вооружиться реальными знаниями.

Признавал природную доброту человека.

Одна из задач воспитания — воспитание патриотов, соединяющих идею личного блага и блага нации.


[1,с.74]

Жан-Жак Руссо(1712–1778)

Полагал необходимым изменить общественный уклад, основанный на несправедливом неравенстве, путем просвещения и надлежащего воспитания, которое является опорой любой формы правления и потому ценно для общества; от правильно организованного воспитания зависит благополучие государства и каждого человека. Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия. [2,с.29-30]

Воспитание должно быть естественным, или природосообразным, т. е. соответствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естественных условиях на лоне природы.

Выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.

Выступал против авторитаризма и отрицал наказания,

считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя.

Основные факторы воспитания: природа, люди и предметы окружающего мира.

Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и способностей.

Столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка.

Воспитание людьми и вещами должно действовать согласованно с естественным развитием ребенка, не зависящим от воли человека.

Задача воспитателя —

тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды.[1,с.76]

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности. Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.[6]

 

ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746–1827)

 Швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне. [6]

Считал необходимым строить отношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе и

требовал уважения к свободе и независимости личности ребенка;[3,с.120]

Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека.

Основной принцип воспитания — согласие с природой.

Теория элементарного (элементного) образования: воспитание начинается с простых эле-ментов и восходит к более сложным.[1,с.83]

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.

Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали боль-шое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали эти проекты.

ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец

Решительная демократизация, доступность образования.

«Дома национального воспитания» — до 600 детей. Мальчики и девочки 5—12 лет.

Содержание на средства государства, на подоходный налог.

Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд. Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.

Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития