Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Вложенные файлы: 1 файл

Ведущие педагогические идеи.docx

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи

субъектов воспитания. «Воспитания безучастия ребенка в нем не

существует».

Необходимость точного индивидуального подхода.

Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или

коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви,

уважения.

Принципы воспитания

- уважения труда познания ребенка;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения собственности ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ребенка;

- паритетности взаимоотношений;

- безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);

- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);

- безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику.

Направление в педагогике – гуманистическое

Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.

Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Первое, непостижимое право ребенка — высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше.

Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Все, что достигают дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно. [1,с.147]

 

СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА

Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семейного воспитания. [6]

 [1,с.163]

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)

Разработал новый исследовательский метод в педагогике — эксперимент, характеризующийся единством трех главных особенностей: цельности, коллективного творчества, длительности.

Педагогика строилась на следующих основаниях: — любовь к ребенку — как сила, способная влиять на духовный мир др. человека; — защитное воспитание — защищать ребенка от окружающего его зла; — понимание ребенка — как сущность воспитания; — учить учиться — как ведущая задача обучения. Ввел понятие: духовная жизнь ребенка—способность ребенка к само-воспитанию, преодолению трудностей и собственной лени, чувство долга и ответственности перед товарищами, трудолюбие на основе «гармонии трех начал: надо, трудно и прекрасно».

Идеи коллективного воспитания, но с большим акцентом на внимание к отдельному ребенку. Мысль об огромном значении в воспитании природы и красоты. [1,с.164]

 

[1,с.165]

[1,с.168]

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX В. НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Синтетически-антропологическое течение

Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все знания о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, религии.

Природа человека: многофакторный подход к проблеме истоков и движущих сил индивидуального развития.

Представители: М. Мак-Милан, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак

Естественнонаучное течение

Ориентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую базу педагогики, сопряженная с игнорированием общественных наук.

Человек как биологический феномен.

Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к тотальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее психологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Социологическое течение

Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исключительно на социально-историческое знание как на ее источник.

Человек как продукт среды.

Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.

Философское и «опытническое» течение

Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной.

Человек есть то, что и как он думает. Природа человека самораскрывается в процессе жизнедеятельности.

Представители: В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед,

Провиденциалистское течение

Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-конфессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от педагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выдвигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необходимы воспитательно-образовательные усилия.

Человек как носитель образа Божия.

Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.

Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надлежащее свое осмысление педагогика может найти только на почве религии.

Тоталитарное течение

Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья.

Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воздействия.

Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.

Цель разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась классовая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс

{по материалам  Б.М. Бим-Бада)

[1,с.169-171]

 

 

Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Это явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан. С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:

 

1) изучить опыт предыдущих поколений;

 

2) обогатить и приумножить этот  опыт;

 

3) передать его следующему поколению.

 

Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки. Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. Провозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. Практика показывает, что люди должны уметь жить в условиях предоставленных свобод. Жизнь при демократии возможна лишь при условии, что демократия будет существовать в нас, также как мораль, справедливость, право. Для педагогики данная задача является серьезной проблемой. [5]

 

Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции. [3, 7]

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М   Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.
  2. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Пособие для сдачи экзамена. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.— ISBN 5-9692-0065-4.
  3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца

XX в.: Учебное пособие для  педагогических учебных заведений  – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. ISBN 5-89144-142-Х

  1. Пряникова В. Г., Равкии 3. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник.— М.: Новая школа, 1994. — 96 с. ISBN 5-7301-0088-4
  2. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.coolreferat.com/
  3. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.scienceforum.ru/2013/338/6883 6

 


Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития