Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Вложенные файлы: 1 файл

Ведущие педагогические идеи.docx

— 2.06 Мб (Скачать файл)

ГРАКХ БАБЕФ (1760-1797), коммунист-утопист

Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.

Воспитание — основа социального равенства, интернациональное, всеобщее, равное, организованное государством.

Основная задача — развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.

Умственное и физическое развитие.

В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от по¬рочного общества, воспитание коммунистов.

ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист

«Образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплат-ным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; препода-вание религии должно быть отменено».

Предлагал следующую систему образования. [1,с.79]

 

[1,с.115]

[1,с.116]

 

XIX в.

Продолжая идею образования эпохи Просвещения,

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ (1790-1866)

Главная задача обучения — развитие умственных сил и спо-собностей детей.

Формальное образо-вание связано с мате-риальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравст-венному воспитанию.[1,с.93]

провозглашал идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.[6]


 

 

 

 

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848),А. И. Герцен(1812–1870),Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861)

ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750)

 историк, крупный общественный деятель, организатор проф. образования на Урале. Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия государства и укрепления религии. Считал нецелесообразным посылать дворянских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию. Много внимания в своих работах уделял светскому образованию и нравственному воспитанию дворянина.[1,с.98]

[1,с.99]

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 -1765)

Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина. Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики. [1,с.100]

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ (1744-1818)

Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов, борцов против

«рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова.[3,с.147]

Верил в возможность преобразования общественного бытия Отечества на началах просвещения. Призы-вал к нравственному совершенствованию людей, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.

Цель воспитания — формирование активной добродетельной личности.

Воспитание должно соединять физическое, нравственное и разумное развитие детей. Стараться образовывать разум и сердце детей. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание».

Руководствовался идеей народности воспитания. Выступал против физических наказаний.

Считал, что задачу воспитания юношества на себя должно взять общество.

Стремился примирить науку с религией. Видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.

Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.

Призывал прививать детям уважение к людям труда. С ранних лет детей надо приучать к полезному труду. Главным средством воспитания должна быть книга.

Образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.

За разумом закреплена ведущая роль в воспитании характера и гражданских добродетелей. [1,с.104]

[1,с.117]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 [1,с.119]

На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828–1910),Н. И. Пирогова(1810–1881). К. Д. Ушинского (1824–1870).

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1823-1870)

Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины. Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.[6]

Цель — воспитание нравственного человека. Важнейшее средство: обучение.

Народность. Самостоятельная деятельность. Игры. Воображение — основа игры. Минимум

вмешательства. Широкое использование народных игр. Природа. Воспитание ею и формирование бережного отношения. Эстетическое воспитание, пение, рисование, нар. творчество.

Воспитание должно быть не преждевременным и не запаздывающим. [1,с.124]

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810-1881)

1. Считал главной идею общечеловеческого  воспитания, воспитание полезного стране

гражданина.

2. Необходимость подготовки к  общественной жизни высоко-нравственного  человекас широким умственным

кругозором: «Быть человеком —вот к чему должно вести воспитание».

3.Воспитанней обучение на родном языке. Презрение к родному языку «позорит национальное чувство».[1,с.125]

[1,с.126]

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ:

Низшая ступень — школы. По Уставу 1864 г.:

— приходская школа (народные училища). Бесплатная. 4 года обучения.

Дисциплины: Закон Божий, письмо, арифметика, чтение нот церковных

песнопений;

— земская школа;

— церковно-приходская школа.

Средняя ступень — гимназии: >

— классические гимназии с преподаванием латинского и греческого языков, гуманитарных предметов. Окончивших гимназию с отличием брали

в университет без экзаменов;

— реальная гимназия без древних языков с большим количеством часов

на физику, химию, естественные науки, поступление — в высшие технические училища.

Во времена Александра II вводились женские гимназии. Крупные губернские города имели 1—2 женские гимназии. Существовали на частные пожертвования и плату за обучение.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Университеты. Было 9 университетов, где чаще всего был такой на¬

бор факультетов: богословский, историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский, восточно-языковедческий.

2. Медицинские учебные заведения.

К высшим относились: клинический институт великой княгини Елены Павловны в Петербурге, гинекологический институт при Московском университете, бактериологический институт при Ново-Екатерининской больнице в Москве, акушерские курсы для врачей при Императорском клиническом институте в Петербурге, курсы для врачей при бактериологической станции Харьковского медицинского общества.

Для приготовления женщин-врачей в Петербурге открылся женский медицинский институт. Существовали ветеринарные институты.

Средние медицинские учебные заведения: фельдшерские школы, зубоврачебные, массажа и врачебной гимнастики, школы акушерок и повивальных бабок (для села).

3. Юридические учебные заведения. Юридические факультеты в университетах (высшее образование). Александровский и Демидовский лицеи и

училище правоведения (подготовительные).

4. Техническое образование.

Высшее давалось в технологических (технических, политехнических) институтах в Петербурге, Москве, Харькове, Риге, Томске.

Низшие ремесленные школы, отделения и классы для обучения ремеслам.

5. Педагогическое образование.

Историко-филологические институты (Петербург, Нежин) — закрытые государственные учебные заведения. Готовили преподавателей для гимназий.

Учительские семинарии — открытые учебные заведения с 3-летним сроком обучения. Выпускали учителей низших школ.

6. Сельскохозяйственные и лесные учебные заведения.

Высшее образование. Сельскохозяйственный институт близ Москвы, Лесной институт в Петербурге, высшие винодельческие курсы в Крыму.

Среднее образование. Сельскохозяйственные или земледельческие училища с 6-летним сроком обучения.

Низшие сельскохозяйственные школы I и II разряда, срок обучения — 4 и 2 года (таких школ 105 в стране, из них 4 — женские).

7. Коммерческие учебные заведения.

Среднее образование — коммерческие училища с 7- и 3-летним сроком обучения.

Низшие учебные заведения — торговые школы, классы и коммерческие курсы.

8. Военное образование.

Высшее — академии (курс обучения 2—3 года, принимались по экзамену только прослужившие несколько лет в строю офицеры), военные училища (8 в стране, срок обучения 2—3 года).

Среднее — кадетский корпус (обучение 7 лет).

Низшее — всякого рода школы (свыше 10 тыс.). В некоторые из них принимали женщин.

9. Морские учебные заведения.

Высшее образование — Морская академия и Кронштадское морское инженерное училище.

Среднее — офицерские классы.

Низшее — начальные школы для детей матросов.

10. Духовные учебные заведения. Духовные академии, семинарии и училища. Такие учебные заведения были не только у православной церкви,

но и у других конфессий.

11.Межевые и топографические  учебные заведения.

Высшее образование — Константиновский межевой институт. Среднее — землемерные училища.

12. Учебные заведения для изучения восточных языков.

Высшее образование — факультет восточных языков в университете Петербурга и Лазаревский институт восточных языков в Москве. Для поступления в институт требовалось окончание курса в одном из средних учебных заведений.

13. Художественное и музыкальное образование. Не имело систематической организации. Были высшие, средние и низшие учебные заведения:

училища, школы, курсы. [1,с.132-133]

 

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (XX в).

В этот период целью воспитания становится развитие личности.[6]

ЗАПАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

[1,с.141]

 

ТЕЧЕНИЕ НЕОФРЕБЕЛИЗМА

ДЖОН ДЬЮИ (1859-1952)

Обучение «путем делания». Всякая теория лишь средство приспособления, «инструмент для действия», критерием ее является практическая полезность. «Унция опыта значит больше, чем тонна теории». «Труд — центр всей школьной работы».

Педагог выступал лишь как консультант, организующий самостоятельное решение учеником возникающих на практике познавательных задач узкопрактической направленности. Ребенок — как исследователь.

В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизация, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство.

Воспитанию дисциплины противопоставлял развитие индивидуальности ребенка.[1,с.144]

 

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

Отрицает закономерности развития ребенка и управление становлением личности. Необходимо представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Способствовать формированию познавательной активности, инициативы, умения достигать своих индивидуальных целей, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Дисциплина активная и деятельная.

Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами.

Форма занятий — индивидуальный урок. Сжатость, простота, объективность.

Организация учебного процесса на основе признания за каждым ребенком права на самостоятельность, автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

Разработала интересный дидактический материал для занятий детей.

Воспитатель — наблюдатель за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка. Отсутствие соревнований детей друг с другом, упразднение наград и наказаний.

Основа обучения дошкольника и мл. школьника — сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

Органично использовала игру в процессе обучения.

Умственное воспитание фактически сводила к развитию органов чувств.

Религиозное воспитание необходимо для понимания человеком своей жизненной миссии на Земле и прохождения индивидуального, данного только конкретной личности крестного пути. .[1,с.144]

 

ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)

Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценность

детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детей нет -

есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта,

иными влечениями, иной игрой чувств».

Детство - фундамент жизни.

Равноценность ребенка и взрослого. Право ребенка на уважение и

признание за ним права «быть тем, что он есть».

Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития