Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми.
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6
1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15
Выводы по первой главе………………………………………………….22
Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23
2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32
Выводы по второй главе………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 126.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

 

Белорусские народные игры как средство

патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

 

                                                 Исполнитель:

                                                                            студентка 310 группы заочной

                                                                             формы получения образования 

Авдейчик Юлия Александровна  

 

                                                                    Научный руководитель:

                                                                 старший преподаватель

                                                                        Зыкова Ирина Анатольевна       

 

 

 

 

 

Минск 2014

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6

1.1 Сущность патриотического  воспитания детей дошкольного  возраста…………………………………………………………………………………...6 

1.2 Возможности использования  белорусских народных игр как  средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста……………….15

Выводы по первой главе………………………………………………….22

Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23

2.1 Анализ состояния изучаемой  проблемы в практике работы  в учреждениях дошкольного образования……………………………………………..23 

2.2 Содержание и методика  патриотического воспитания старших  дошкольников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32 

Выводы по второй главе………………………………………………….37

Заключение………………………………………………………………..38

Список используемой литературы……………………………………….41

Приложения……………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма – его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, области, стране в целом).

Главной задачей системы образования является гармоничное развитие личности. Оно осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодежи любви к Родине. Дошкольные учреждения, являясь начальным звеном в этой системе, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире [17, с.81].

Однако недостаточная научная разработанность основ процесса воспитания начал национального самосознания у дошкольников сказывается на практике работы детских садов, результатах деятельности воспитателей, уровне знаний детей. Следует отметить, что отсутствие целенаправленности, системы, научно обоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с народными играми, приводит к безразличному отношению детей к своей стране [2, с.18].

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А. Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Сейчас педагогами переосмысливаются и отбираются наиболее оптимальные педагогические подходы и концепции к образованию и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Традиционно родиноведение рассматривалось в рамках интернационального (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотического (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее время появились новые подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.) [1; 4; 7; 9; 12].

Важной проблемой воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является определение содержания образования, средств и методов. Одним из средств воспитания патриотизма является народная игра.

Отечественные и зарубежные психологи и педагоги В.М. Григорьев, К. Грооса, А.В. Запорожец, А.В. Кенеман, Э. Клапареда, Д. Колоцца,. Н.К. Крупская, Ж. Пиаже, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, С.А. Шмаков, Й. Хейзинги и другие исследовали проблему детской игры как средства воспитания, раскрыли ее структуру, функции, разработали классификации игр и т.д. Посредством игры ребенок познает окружающий мир, получает новые впечатления, реализует свою активность. Д. Дьюи, Я.А. Каменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Платон, Ф. Рабле, Ж.Ж. Руссо, B.А. Сухомлинский, Л.H. Толстой, Ф. Фребель, С.Т. Шацкий, и другие раскрывали в своих трудах воспитательное и развивающее значение игры. Педагоги и психологи рассматривали традиционные народные игры в педагогическом процессе как стимул к развитию ребенка (Н.С. Александрова, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, C.В. Григорьев, А.Г. Козлова, Ю.А. Рудь и др.).

Объект: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста 

Цель исследования: разработать содержание и методику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми.

Задачи: 

1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.

3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.

Предмет: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с белорусскими народными играми.

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, интерпретационные методы.

Гипотеза: ознакомление старших дошкольников с белорусскими народными играми выступает одним из средств, способствующих эффективному патриотическому воспитанию.

База исследования: ГУО «Ясли-сад №24 г.Волковыска», старшая группа №6. Выборку испытуемых составили 20 воспитанников старшей группе в возрасте 5,5-6,5 лет.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования

 

1.1 Сущность патриотического  воспитания детей дошкольного возраста 

 

Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. [16, с.18].

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Р.С. Буре дает такое определение: патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [5, с.31].

«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах», – писал В.Г. Белинский, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества.

Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родного края, – пишет Р.М. Понтелей, – любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с детства. Имеется в виду воспитание бережливого отношения к своему прошлому, заинтересованность в приобретении исторических, этнографических, речевых знаний. Особенно это касается детей в возрасте 5-7 лет. В этом возрасте можно вызвать у ребят определенное эмоциональное настроение при знакомстве с отдельными явлениями и действиями прошлого. Это будет являться тем основанием, которое позволит приобрести в дальнейшем все более содержательные знания» [5, с.32].

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Знакомя ребенка со святынями своего народа – родным языком национальной одеждой, народным творчеством – взрослые содействуют развитию познавательных и интеллектуальных возможностей, познания белоруской культуры, так как самое дорогое в жизни – это то, что с ранних лет закладывается в сердце. Культура белорусского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, музыке, одежде, произведениях художественного и декоративно-прикладного искусства [16, с.19].

Одним из принципов воспитательно-образовательной работы по дошкольной программе воспитания и обучения является принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе приобщения к культуре (национальной и мировой), ценностного отношения к ней, уважения и признательности ее созидателям, желание творчески усваивать ее, сохранять, самим созидать, приумножать [16, с.20].

Информация о работе Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста