Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми.
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6
1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15
Выводы по первой главе………………………………………………….22
Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23
2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32
Выводы по второй главе………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 126.52 Кб (Скачать файл)

Заключение

 

В ходе написания курсовой работы автором были разработаны содержание и методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ознакомлением белорусских народных игр.

Так, была раскрыта сущностная характеристика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Под патриотизмом следует понимать нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности, которую рассматривали в своих работах: К.Д. Ушинский, Л.Е. Никонова, В.В. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова и др.

Также были выявлены и охарактеризованы уровни развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.

Модель воспитания основ патриотизма дошкольников посредством народной игры состоит из следующих структурных компонентов: цели, задачи, содержания, критериев и уровней сформированности основ патриотизма.

Развитие патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности имеет свою динамику: 1 – инстинктивный патриотизм, 2 – потребность в любви к ближним, 3 – привязанность к физической среде, 4 – привязанность к духовной среде, 5 – объективная оценка родного, 6 – изучение историко-культурного развития других народов, 7 – активный характер патриотизма.

Народные игры учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром; у детей  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Эффективным видом игровой практики в детском саду может служить игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью.

И наконец, экспериментальным путем определено влияния ознакомления детей с белорусскими народными играми на воспитание любви к родному краю.

Начальная диагностика нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показала, что дети слабо владеют знаниями о народных промыслах и ремеслах Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной степени информированы о символах родного города. Однако у опрошенных при этом выявлено положительное отношение к окружающему растительному и животному миру; дети заботятся о своих близких, однако недостаточно умеют управлять своими эмоциями, регулировать свое поведение (последнее, на наш взгляд, объяснимо возрастом испытуемых: дошкольники еще не в состоянии сознательно управлять своей жизнью, часто зависят от воспитательных воздействий взрослого).

Формирующий эксперимент предполагал работу, проводимую по следующим направления: проведение родителями народных игр, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря; проведение белорусских народных игр в повседневной жизни группы детского сада; использование в работе считалок и скороговорок к народным играм. Работа с родителями: а) в уголки групп размещено содержание белорусских народных игр; б) проведено родительское собрание на тему: «Народные игры. Их роль в развитии дошкольника».

Итоговая диагностика показала, что дети старшей группы №3 владеют представлениями родном городе, народной культуре и белорусских традициях, развиты историко-географический и природный, а также личностный компоненты патриотической воспитанности.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует о том, что работа по повышению уровня патриотической воспитанности детей старшей группы №1 с использованием народных игр принесла положительный результат: улучшились результаты изучения всех компонентов нравственно-патриотической воспитанности испытуемых.

Гипотеза курсовой работы доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алексеева, Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография / Л.С. Алексеева; под ред. проф. В.В. Макаева. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – 168 с.
  2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. – М.: Высшая школа, 1999. – 89 с.
  3. Бодрова, Е. Народное творчество в воспитании детей / Е. Бодрова // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С.12-14.
  4. Борисова, Е. Мудрость народной педагогики / Е. Борисова // Народное образование. – 1998. – №9/10. – С.74-76.
  5. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  6. Виноградова, Н.Ф. Родной край / Н.Ф Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. – М.: Владос, 1990. – 118 с.
  7. Зайцава, Н.У. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры / Н.У. Зайцава. – Мн.: Адукация, 2003. – 127 с.
  8. Данилов, А.А. Воспитательный потенциал народного искусства / А.А. Данилов // Советская педагогика. – 1989. – №3. – С.33-37.
  9. Дубінін, Дз.У. Мая родная старонка: Дапам. для педагогаў дашк. устаноу / Дз.У Дубінін, Дз.М. Дубініна. – Мн.: Полымя, 2000. – 99 с.
  10. Зенина, Т.Н. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №7. – С.31-34.
  11. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. – М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.
  12. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Речь, 1999. – 166 с.
  13. Музей старажытнабеларускай культуры / Пад рэд. Н.М. Тарасевич. – Мн.: Асвета,1988. – 65 с.
  14. Т.А. Шаблоўская. Наш край беларускі: Дапаможнік для выхавацеляў дзіцячага сада / Т.А. Шаблоўская. – Мазыр: Белы вецер, 2002. – 87 с.
  15. Лобанок, Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.С. Лобанок, Т.Н. Агеева, Т.В. Колосова. – Мозырь: Белый ветер, 1999. – 113 с.
  16. Логинова, В.И. Воспитание патриотических чувств / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 1982. – №12. – С.18-20.
  17. Макарцева, Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / Н.Н. Макарцева // Педагогика. – 1998. – №1. – С.81-86.
  18. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова. – Мн.: Образование, 1991. – 178 с.
  19. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.25-27.
  20. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям / Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1976. – 77 с.
  21. Панцялей, Р.М. Як адзначаць з дзецьмі народныя святы / Р.М. Панцялей. – Мн.: Асвета, 1993. – 50 с.
  22. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя / Л.Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 170 с.
  23. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 184 с.
  24. Сілівон, В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыунай творчасці: Кн. Для выхавацеляу дзіцячых садоў / В.А. Сілівон. – Мн.: Асвета, 1989. – 211 с.
  25. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  26. Хафизова, Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения на природе / Л.М. Хафизова // Начальная школа. – 2000. – №4. – С.23-26.
  27. Цітоў, В.С. Народная спадчына: Матэрыяльная культура у лакальна-тыпалагічнай разнастайнасці / В.С. Цітоў. – Мн.: Образование, 1994. – 83 с.
  28. Шылько, Т.М. З роднай мовай па Беларусі: Дапаможнік для настаўнікаў / Т.М. Шылько. – Мн.: Вышэйшая школа, 2002. – 145 с.
  29. Энциклопедия народной мудрости / Сост. В. Воскобойников. –СПб.: Респекс, 1997. – 420 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста