Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми.
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6
1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15
Выводы по первой главе………………………………………………….22
Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23
2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32
Выводы по второй главе………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 126.52 Кб (Скачать файл)

Ознакомление дошкольников с народным творчеством – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитывается старательность, аккуратность, инициативность. Также, через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом научаются чувствовать общее, человеческое [4, с.74].

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры [8, с.34].

Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре.

Сегодня многие ученые высказывают мысль о том, что необходимо вернуться к своим источникам. Основным направлением работы Т.А. Шабловской является приобщение дошкольников к белоруской национальной культуре, углубленному знакомству с родным краем, белорусскими традициями, фольклором, привитием любви к Родине [1, с.14].

Наши дети должны хорошо знать не только историю Беларуси, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми [10, с.33].

Игры являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников [1, с.15]. 

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию.

А.П. Усова, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества [12, с.54].  

Например, анализируя народное творчество, А.П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет [1, с.146].

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Белорусский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру [27, с.41].

Народная игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта народа, в котором расширяются представления детей, формируется эмоционально-ценностное отношение, а так же складывается и совершенствуется характер поведения личности по отношению к малой родине, семье, родной природе и т.д. Для дошкольников необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы воспитанник мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, но и активно усваивать знания, нормы, правила поведения, которые помогают детям усвоить основы патриотизма.

Народные игры обладают большим воспитательно-развивающим потенциалом, в них дети непринужденно и заинтересованно получают необходимые знания об окружающем мире, социальных явлениях жизни, о взаимоотношениях между людьми, изучают традиции и историю родного края и т.д. Необходимо обогащать содержание педагогического процесса дошкольных учреждений посредством включения народной игры в работу [18, с.60].

Педагогический потенциал народной игры состоит в многофункциональной значимости и универсальности этого вида деятельности, который направлен на воссоздание и усвоение социального опыта народа, в котором расширяются представления детей, формируется эмоционально-ценностное отношение, а также складывается и совершенствуется характер поведения личности по отношению к малой родине, семье, родной природе, традициям.

Педагог, использующий игру как средство патриотического воспитания детей, должен обращать внимание дошкольников на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обеспечить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями [29, с.118].

Не следует забывать, что игра должна оставаться самостоятельной деятельностью детей (в отличие от занятий), обязательно предполагающей творчество, выдумку, инициативу участников на основе их личного опыта, интересов, потребностей [29, с.120].

Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков – их опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений», которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.

Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок [17, с.83].

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой  желательно рассказывать детям о культуре и быте того или иного народа [28, с.45].

Эффективным видом игровой практики в детском саду может служить игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, пожеребьёвке или по сговору.

Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эта игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединённые одним сюжетом, например, «зимние игры» – игры со снегом; снежки, строительство снежных крепостей, взятие их. Вариантом игротеки может быть соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских и хакасских народных игр [27, с.44].

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [17, с.84].

Модель воспитания основ патриотизма дошкольников посредством народной игры состоит из следующих структурных компонентов:

1 – цели;

2 – задачи;

3 – содержание патриотического воспитания;

4 – характеристика критериев и уровней сформированности основ патриотизма дошкольников;

5 – организационно-педагогические условия; руководство народной игрой (пропедевтический блок – знакомство с народной игрой; обучающий блок – освоение игры и совместная игровая деятельность; творческий блок – собственно игровая деятельность детей);

6 – субъекты деятельности;

7 – основы патриотизма [18, с.61].

Организационно-педагогические условия воспитания основ патриотизма дошкольников посредством народной игры:

– отбор народных игр, содержание которых соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников и способствует воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста;

– опора на разработанную модель воспитания основ патриотизма детей дошкольного возраста посредством народных игр [18, с.63].

Таким образом, народные игры учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром; у детей  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Эффективным видом игровой практики в детском саду может служить игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Модель воспитания основ патриотизма дошкольников посредством народной игры состоит из следующих структурных компонентов: цели, задачи, содержания, критериев и уровней сформированности основ патриотизма и др.

 

 

Выводы по первой главе

 

По результатам рассмотрения теоретических основ курсового исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Под патриотизмом следует понимать нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности, которую рассматривали в своих работах: К.Д. Ушинский, Л.Е. Никонова, В.В. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова и др.
  2. Развитие патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности имеет свою динамику: 1 – инстинктивный патриотизм, 2 – потребность в любви к ближним, 3 – привязанность к физической среде, 4 – привязанность к духовной среде, 5 – объективная оценка родного, 6 – изучение историко-культурного развития других народов, 7 – активный характер патриотизма.
  3. Народные игры учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром; у детей  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Эффективным видом игровой практики в детском саду может служить игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью.
  4. Модель воспитания основ патриотизма дошкольников посредством народной игры состоит из следующих структурных компонентов: цели, задачи, содержания, критериев и уровней сформированности основ патриотизма и др.

Информация о работе Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста