Анализ ситуации проведения беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:28, реферат

Краткое описание

Целью психолого-педагогических исследований является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс [6, c. 34].
Бывает, когда в кругу педагогов, психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами, иронией или полным безразличием к теме: беседа – это что-то старое, ненаучное, это заря психологии, какое вообще отношение это имеет к современной науке с её идеалами точности и объективности?

Содержание

Основные характеристики и структура метода беседы………………………… 3
Проблема общения в психологии.
Анализ ситуации проведения беседы…………………………………….................7
Вербальное и невербальное общение в процессе бесед …………………….10
Вывод………………………………………………………………………………..15
Список использованных источников……..………………………………….......16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица - мимика - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции : счастье, любовь, удивление; труднее - отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Наиболее информативны в данном случае положение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, положение губ. Особенно экспрессивны губы человека. 'Гак, плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, но может зависеть от региональных и культурных различий. Поэтому, следует быть осторожным в ее истолковании [3, с. 289].

Легко поддерживается визуальный контакт при обсуждении приятной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в подобных случаях воспринимается как признак враждебности, создает неблагоприятное впечатление о смотрящем . Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить, По завершении своего высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор [5, с. 121].

Можно оценить и тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фраз, частоту пауз, наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее нервозность, ревность. Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Так, например, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голосом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков; печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремится убедить своего собеседника. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, при попытках обмануть.

Установку и чувства человека во многом можно определить по тому, как он стоит, или сидит, но его жестам и движениям. Поза говорящего, склоняющегося к сидящему, более способствует развертыванию общения, поскольку она свидетельствует о внимании, В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповиновения, или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении; хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы поощряя собеседника продолжить речь. Кивки головой действуют на собеседника одобряюще, однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Другим важным фактором является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Обычно, чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. При этом социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям [9, с. 301].

Невербальное общение позволяет точнее понять сказанное. В том случае, когда невербальные «сообщения» противоречат сказанным словам, следует особенно внимательно отнестись к этому обстоятельству. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения.

 

 

 

ВЫВОД

Беседа как метод педагогического исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков.

Суть метода беседы заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых.

При продумывании вспомогательных вопросов педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы.

Большое значение для успешной беседы имеет успешность педагога в вербальном и невербальном общении.

Для повышения надежности результатов беседы и снятая неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

  • наличие   четкого,   продуманного   с   учетом   особенностей   личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
  • обсуждение   интересующих   исследователя   вопросов   в   различных ракурсах и связях школьной жизни;
  • варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
  • умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах;
  • учитывание и подготовка ситуации проведения беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.-236 с.
  2. Бодалев  А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. -М.: Мысль, 2001.-464 с.
  3. Дружинин В.П. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1997.-418 с.
  4. Ерофеева  А.К. Практикум по педагогике и психологии высшей школы / А.К. Ерофеева. М.: Высшая школа, 1991. - 328 с.
  5. Журавлев  В.И. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособ. / В.И. Журавлев. - М.: Просвещение, 1988. - 414 с.
  6. Журавлев  Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций / Д.В. Журавлев. - М.: Издательство МГОУ, 2003. -298 с.
  7. Зимняя  И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. / И.А. Зимняя. -Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 526 с.

8.Полонский  В.М. Оценка  качества научно-педагогических 
исследований. / В.М. Полонский. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

9.Шевандрин  П.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / 
Н.И. Шевардин. - М.: Академия, 1998. - 252 с.

10.Щербаков  А.И. Практикум  по возрастной и педагогической 
психологии: Учеб. пособ. / А.И. Щербаков. М.: Педагогика, 1987. - 326 с.

 

 

 

 


Информация о работе Анализ ситуации проведения беседы