Анализ ситуации проведения беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:28, реферат

Краткое описание

Целью психолого-педагогических исследований является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс [6, c. 34].
Бывает, когда в кругу педагогов, психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами, иронией или полным безразличием к теме: беседа – это что-то старое, ненаучное, это заря психологии, какое вообще отношение это имеет к современной науке с её идеалами точности и объективности?

Содержание

Основные характеристики и структура метода беседы………………………… 3
Проблема общения в психологии.
Анализ ситуации проведения беседы…………………………………….................7
Вербальное и невербальное общение в процессе бесед …………………….10
Вывод………………………………………………………………………………..15
Список использованных источников……..………………………………….......16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

  1. Основные характеристики и структура метода беседы………………………… 3
  2. Проблема общения в психологии.

Анализ ситуации проведения беседы…………………………………….................7

  1. Вербальное и невербальное общение в процессе бесед …………………….10

 Вывод………………………………………………………………………………..15

Список использованных источников……..………………………………….......16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  И СТРУКТУРА  МЕТОДА БЕСЕДЫ.

  Под исследованием  в области педагогики можно  понимать процесс  и результат  научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приёмах. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

   Целью психолого-педагогических  исследований является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс [6, c. 34].

  Бывает, когда в кругу  педагогов, психологов заговаривают  о методе беседы, приходится встречаться  с недоумением или снисходительными  взглядами, иронией или полным  безразличием к теме: беседа – это что-то старое, ненаучное, это заря психологии, какое вообще отношение это имеет к современной науке с её идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жёстко контролируемыми условиями эксперимента и «объективными» способами оценки данных.

  Суть метода беседы  заключается в том, что исследователь  задаёт испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа – специфический метод исследования человеческого поведения в педагогике и психологии, так как в других естественных науках коммуникации между субъектом и объектом  исследования невозможна.

  Возможности беседы как диалога – инструмента встречи человека с человеком – связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определённому типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т.е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определён и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т.е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика.

  Применение метода беседы в научных исследованиях даёт наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы, круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Подготовка беседы включает в себя подбор целых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы [1, c.89].

  Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют список, который называется вопросником. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя (педагога, экспериментатора), степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы.

  Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым суждениям (высказываниям) исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и прочее) [3, c.68].

  Ход и содержание  беседы желательно фиксировать (диктофон, магнитофон, видеосъемка). Для использования  метода беседы исследователь, должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками.

  По результатам, полученным  методом беседы можно лишь  в общем виде судить о выраженности  исследуемого признака. Результаты  беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент, контрольные работы. Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.

  Возможности беседы  как диалога связаны с широтой  выбора типа беседы в плане  степени свободы. Основными критериями  отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т.е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т.е., тем более жесткой и ограниченной является его тактика.

  Полностью контролируемая  беседа предполагает жесткую  программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс –  практически свободная беседа  – отсутствие заранее сформулированной  программы и наличие инициативной  позиции в беседе у того, с  кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

- стандартизированная беседа  – стойкая программа, стратегия  и тактика;

- частично стандартизированная  – стойкая программа и стратегия, с более свободной тактикой;

- свободная – программа  и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика – свободная.

  Полностью и частично  стандартизированная беседа даёт  возможность сравнения разных  людей; беседы такого типа являются  более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственностью и вызывающей к действию защитные механизмы [2, c. 241].

 Как правило, к подобному  типу бесед прибегают в том  случае, если психологом уже установлено  сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

  Беседа свободного  типа всегда ориентирована на  конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество  данных не только прямым, но  и косвенным образом, поддерживать  контакт с собеседником, отличается сильным психологическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков.

  Процедура проведения  беседы предполагает возможность  включения в нее разнообразных  модификаций – тактических приемов, позволяющих особенно обогатить  его содержание. В беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки.

  Все беседы имеют  ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по  которым обеспечивает беседы  полную целостность.

  Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т.е. «настроить» его на совместную работу. Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным – о ее целях и дальнейшем использовании результатов [8, c. 99].

     Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

  Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

  На начальной стадии  беседы особую роль для установления  и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

  При составлении алгоритма  вводной части беседы важно  наличие отчетливого представления  о ее целях и задачах в  данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

 Его характеризует  наличие общих открытых вопросов  по теме беседы, вызывающих как  можно больше свободных высказываний  собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определённую фактическую событийную информацию.

  Успешное выполнение  этой задачи позволяет перейти  к этапу подробного прямого  обсуждения основной темы беседы. Третьим этапом беседы становится подробнее исследование содержания обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

  Завершающая фаза  – это окончание беседы. Переход  к ней возможен после достаточно  полного проведения предшествующего  этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает своё последующее продолжение, то её завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе  [7, c. 66].

                                                                                                                             2.ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ

При организации беседы от педагога требуется умение вступить в контакт с учащимися, умение поддерживать нужное направление разговора. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности учащегося, вовлекаемого в беседу. Скрытен он или откровенен, доверчив или подозрителен, возбужден или подавлен – все это влияет и на ход, и на результативность беседы. А также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияния факторов обстановки, времени и т.д. [9, c. 211].

   В методологической литературе по проблеме общения подчеркиваются два момента. Во-первых, указывается, что общение представляет собой непосредственную связь или взаимодействие между субъектами и описывается в системе отношений субъект-субъект. Подчеркивается, что процесс общения оказывается взаимным, при этом каждый из участников относится к своему партнеру как к субъекту, обладающему, как и он, сознанием. В другой схеме подчеркивается иной момент – опосредованность процессов общения деятельностью участников, общение осуществляется в ходе совместной деятельности участников по решению той или иной задачи или проблемы.

Это две точки зрения не столько противостоят друг другу, сколько отражают разные реалии самого процесса общения. Действительно, трудно себе представить беспредметное, бессодержательное общение между двумя субъектами; с другой стороны, общение предполагает именно встречу двух субъектов и установление определённых отношений между ними.

  Реальная психологическая  ситуация, порождаемая перекрещивающимися  связями субъекта с миром, в  которые независимо от него  вовлекаются каждое его действие  и каждый акт его общения  с другими людьми, требует от  него ориентировки в системе  этих связей.

  Психологическое содержание связи между субъектами в процессе общения, так называемого контакта, может быть осмыслено как общность мотивов деятельности участников. Однако и определенные взаимоотношения общения, и контакт устанавливаются не сразу.

Информация о работе Анализ ситуации проведения беседы