Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить и обосновать педагогические условия формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Объект работы: процесс формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Предмет работы: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-6
Научный подход и проблема мотивации учения школьников………7-16
Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников……………………………………..17-23
3.Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников………………………………………………………...24-29
4.Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения…………………………………………...30-38
Заключение…………………………………………………………………...39-42
Список литературы…………………………………………………………..43-44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)

Классификация мотивов:

Принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной  деятельности и процессом ее  выполнения;

2) социальные мотивы, связанные  с различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми. Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные  мотивы, состоящие в ориентации  школьников на овладение новыми  знаниями. Они также различаются  по уровням.9 Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.

2) учебно-познавательные  мотивы, состоящие в ориентации  школьников на усвоение способов  добывания знаний: интересы к  приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

3) мотивы самообразования,  состоящие в направленности школьников  на самостоятельное совершенствование  способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие  у школьника так называемого  «мотива достижения», который состоит  в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов  по сравнению со своими предыдущими  результатами. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы —  также распадается на несколько  подгрупп:

1) широкие социальные  мотивы, состоящие в стремлении  получать знания, чтобы быть полезным  Родине, обществу, желании выполнить  свой долг, в понимании необходимости  учиться и в чувстве ответственности.  Здесь велико значение мотивов  осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так  называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять  определенную позицию, место в  отношениях с окружающими, получить  их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

3) социальные мотивы, называемые  мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик  не только хочет общаться и  взаимодействовать с другими  людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы  своего сотрудничества и взаимоотношений  с учителем и товарищами по  классу, постоянно совершенствовать  эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

  « …Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».10 Как правило, реально действующие мотивы вырастают из осознанных побуждений, т.е. действенность мотивов связана с их осознанностью. Вместе с тем действенность мотивов связана с их удовлетворенностью (или неудовлетворенностью). Если в ходе учения у школьника создается постоянная удовлетворенность, что наблюдается при облегченности учебного труда, например при объяснительно - иллюстративном типе обучения, когда перед учениками ставятся готовые цели или знания сообщаются в готовом виде, при низких требованиях учителя и завышении отметок учащимся, то это приводит к свертыванию активности и действенности самого ученика. Постоянная неудовлетворенность побуждений к учению (в случае завышенных требований учителя, наказание ребенка отметками) так же снижает действенность мотивов самих учащихся. Следовательно, оптимальный путь воздействия на мотивационную сферу, видимо состоит в разумном сочетании ситуаций неудовлетворенности побуждений, приводящих к потенциально активному состоянию готовности к учебной деятельности, с удовлетворенностью других побуждений, формирующих действенные мотивы учения и создающих его положительный эмоциональный фон. В этом заключается испытанный практикой подход, когда к новому уровню трудности в работе с неуспевающими детьми учитель переходит после положительной реализации ребенком его мотивов учения на более простом материале. Кроме различий побуждений по уровню осознанности, степени их действенности обращает внимание учителя несовпадение мотивов (у разных учеников и у одного ученика на разных этапах его развития) по эмоциональному тону, их модальности - положительный или отрицательный. Обычно положительную модальность имеют побуждения, исходящие из внутренних потребностей самого ученика, отрицательную модальность - побуждения, жестко навязываемые из вне взрослыми. В последнем случае побуждения могут приобретать характер мотивов «избегания», когда ученик учится для того чтобы избежать неприятностей, исходящих от взрослых. Положительно окрашенная мотивация вначале может иметь эпизодический характер и только затем становится более устойчивой. Отрицательная модальность, связанная с проявлением неудовлетворенности ученика своей работой, имеет право на существование в учебном труде и может рассматриваться как этап в становлении мотивации. Эмоциональная окраска - один из параметров динамических характеристик мотивов, куда входят еще сила мотива, его интенсивность и выраженность, устойчивость. Таково строение мотивационной сферы учения, которое необходимо принимать во внимание в учебном процессе.

Таким образом, формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка  значимый для него смысл, в свете  которого его собственная учебная  деятельность становилась бы для  него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или  выполнения требований родителей и  т.д.), является крайне необходимым, без  чего дальнейшее учеба школьника  может оказаться просто невозможна. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика, на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников

 

В процессе обучения истории  учитель обязан выполнить образовательный  стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:

  • Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 280 часов на профильном уровне.
  • Увеличение объёма изучаемого материала.
  • Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.
  • Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕГЭ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте).

В связи с этим перед  учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и  решить задачи, поставленные в образовательном  стандарте по истории? Кроме того, введение Единого государственного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах. Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Воспитательный эффект ее велик, так как исторический материал изучаемый из года в год дает возможность формировать морально-нравственные качества учащегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов обществ поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

Сегодня существует два похода в определении целей исторического  образования.11

I подход (традиционный)

Цель: знать «факты, факты  и, прежде всего, факты» (под фактами  в данном случае понимаются события, процессы, персоналии и т.д.). В данном случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного (разумеется - в идеале) знания, компонент содержания образования- то, что учащиеся «должны выучить», а учитель должен дать (научить школьников). Такой поход подразумевает традиционную форму выпускного (вступительного) экзамена, направленного на выявление уровня знаний; и соответствующую традицию подготовки контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (имеется в виду первая часть материалов ЕГЭ.

II подход (современный)

История изучается для  того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться  в гражданское, культурное (поликультурное) и конфессиональное сообщество, научиться  понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как  средство (инструмент) ценностного  развития, фактор нравственного становления  личности молодого человека. Разумеется, цели и задачи истории как учебного предмета и конкретно учебного курса  в данном случае гораздо шире. Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (соответствуют лишь некоторые задания  ЕГЭ второй и третьей части).

Конкретные цели в обучении истории установлены государственным  стандартом (2004г.).12 Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностей, его познавательных и созидательных способностей.

Основные цели исторического  образования на современном этапе:13

  1. Основная цель – воспитание и развитие личности – осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;
  2. Деление целей исторического образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;
  3. Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций.

 

Исходя из целей, выработаны основные задачи исторического образования:

  • ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;
  • выработать у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;
  • формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;
  • формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;
  • всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.

Основные принципы исторического  образования содержатся в «Концепции исторического образования…».14 Анализ данного документа позволил выделить основные из них:

  • Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
  • Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения.
  • Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе.
  • Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы.
  • Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге.
  • Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Информация о работе Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения