Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить и обосновать педагогические условия формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Объект работы: процесс формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Предмет работы: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-6
Научный подход и проблема мотивации учения школьников………7-16
Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников……………………………………..17-23
3.Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников………………………………………………………...24-29
4.Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения…………………………………………...30-38
Заключение…………………………………………………………………...39-42
Список литературы…………………………………………………………..43-44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2-6

  1. Научный подход и проблема мотивации учения школьников………7-16
  2. Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников……………………………………..17-23

3.Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников………………………………………………………...24-29

4.Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения…………………………………………...30-38

Заключение…………………………………………………………………...39-42

Список литературы…………………………………………………………..43-44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.

В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни  страны, возрастает необходимость в знание истории подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Это имеет огромное значение, этим обосновывается образованность общества. Эта важная педагогическая задача имеет ярко выраженную общечеловеческую гуманистическую направленность, и сегодня педагоги больше внимания уделяют конкретному ребёнку, формированию его личности. На современном этапе развития нашего общества система образования и, в том числе, средняя общеобразовательная школа, нуждаются в значительном обновлении и совершенствовании. Прежде всего это касается организации учебного процесса, в частности, - построения уроков с целью развития заинтересованности изучать историю. Поэтому деятельность учителя сегодня должна быть направлена на то, чтобы создать в школе такие условия, при которых ребёнок чувствовал бы себя комфортно, был индивидуально ориентирован на собственные возможности. Между тем, подобные установки далеко не всегда реализуются в ныне действующей системе образовательной подготовки школьника. Существующее сегодня содержание ряда учебных предметов, практические условия реализации образовательных задач, увязанность самих методик преподавания школьных дисциплин с той или иной дидактической концепцией далеко не всегда соответствуют формированию активной творческой учебной деятельности школьников как в начальном, так и в среднем звене общеобразовательной школы. Это касается различных сфер педагогического воздействия на обучаемого как в отношении формирования мотивации учения в целом, так и относительно развития интереса к отдельным предметам в частности.

Сейчас, в век информационных технологий, человек потерял стремление познавать свое прошлое. Грамотность  населения в вопросах истории  сейчас на очень низком уровне. Историю  в школах начинают изучать с начальных  классов, естественно, все изучение сводится к прочтению глав из книги  и написании контрольной. Другой вопрос, запоминают ли хоть что - нибудь ученики. Как показывает практика, изучение истории по книгам мало эффективно, потому что не хватает наглядности: рисунков, схем, таблиц. Детям трудно читать и усваивать большие объемы информации, поэтому в большинстве своем у них нет заинтересованности к этому предмету. Ситуация в последнее время стала улучшаться, все таки информационные технологии шагнули вперед, начали выпускать атласы на разные исторические тематики, брошюры с таблицами, диски с короткими научными фильмами. В общем по стране ситуация в последнее время улучшается, повысилась заинтересованность историей благодаря тому, что российский кинопрокат начал выпускать исторические ленты, что очень облегчает изучение истории, но этого не достаточно, из- за недостатка финансирования киноиндустрии. Помимо исторического кино необходимо модернизировать принципы обучения истории в школах. Для большей наглядности уроков истории нужно обеспечить уроки интерактивным материалом, например великие люди в истории и т.д. Это прежде всего техническая сторона вопроса: интерактивные доски, медиапроекторы, доступ в интернет и т.д. Так же учителям следует более тщательнее готовиться к урокам, читать не только лекции, но и показывать все наглядно на атласах, схемах, что бы дети могли более компактно систематизировать информацию. Нужно давать возможность ученикам самим готовить презентации или какие - то игровые постановки на различные темы. А если есть школьный театр, то ставить как можно больше пьес или постановок на различные темы из истории. Организовать больше олимпиад. Преподавателям, для большей наглядности, организовывать экскурсионные поездки.

Сказанное выше позволяет  констатировать, что в теории и  практике современной дидактики  и конкретных методик преподавания отдельных школьных дисциплин, в  том числе истории, существует и исследовательская проблема. Она заключается в выявлении, описании и осмыслении общих и конкретных педагогических условий и адекватных методических средств, могущих способствовать активизации учебной деятельности школьников, формированию и повышению положительной мотивации учения у них на уроках истории.

Нельзя сказать, что эта  проблема - в тех или иных ее аспектах - не ставилась в научной литературе как в общетеоретическом, так и в конкретном исторически-педагогическом смысле.

В отечественной педагогике - в трудах М.А.Данилова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. - разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены также в работах психологов Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович,  А.Н.Леонтьева1, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона и других. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б.Вайнер, Д.Брунер, Т.Новацкий, К.Томашевский, Х.Хекхаузен и другие.

Г. И.Щукина высказывает мнение о том, что актуализации эмоций у школьников (особенно младших и средних классов) способствуют дидактические игры, развивающие познавательную деятельность. Она также существенно уточняет факторы активизации учения, тем самым конкретизируя её как проблему формирования мотивации учения школьников средствами познавательной деятельности, имеющую ярко выраженную эмоциональную окраску.2

Известным психологом А.К.Марковой дано определение направления современного педагогического процесса, которое она трактует как "влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения". Она считает, что это связано, главным образом, с попытками педагогов интенсифицировать учебный процесс, сделать учебную работу учащихся более эффективной.3

Обобщая вышеизложенное, можно  сделать вывод о том, что многими  учёными и специалистами уделялось  значительное внимание вопросам мотивации  учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным  формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение истории в процессе воспитания и образования.

Однако, можно констатировать, что до настоящего времени многие перечисленные проблемы не решены до конца: не изучены особенности воздействия различных видов исторических фактов на развитие обучаемых в едином предметном комплексе; возможности комплексного воздействия на учащихся в педагогической практике используются хаотично - от случая к случаю; мало применяются такие активные формы деятельности на уроках истории, как игра, высказывание собственного мнения, театрализация и прочее, которые в наибольшей степени формируют мотивацию учения школьников. Несмотря на свою большую значимость и имеющиеся отдельные разработки специалистов по данной проблематике, конкретная задача создания условий для реализации этих разработок на уроках истории в педагогической науке, в том числе современной, долгое время не ставилась. Кроме того, не решены до конца организационные вопросы осуществления новых педагогических условий и использования адекватных поставленным задачам методических средств, как то: подготовки кадров для соответствующей педагогической деятельности, наличия необходимого материально-технического оснащения учебных заведений, организации специфических форм проведения работы. Все вышесказанное обусловило к актуальности исследования данной темы.

Цель данной работы: выявить и обосновать педагогические условия формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

Объект работы: процесс формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

Предмет работы: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

В соответствии с изучаемой  проблемой, целью, объектом и предметом  исследования были поставлены следующие  задачи:

  1. Выявить особенности формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
  2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мотивации учения школьников на уроках истории.
  3. Определить комплекс личностно-ориентированных педагогических средств, обеспечивающих реализацию условий формирования мотивации учения старшеклассников.

 

 

 

 

1.Научный подход и проблема мотивации учения школьников

 

Мотивация является одной  из фундаментальных проблем как  отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана  с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает  человека к деятельности, каков мотив, ради чего он её осуществляет, есть основа её адекватной интерпретации. Когда  люди общаются друг с другом, то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждения, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого - либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.  Сложность и многоплановость проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения. С. Л Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Уровень сознательности существенно определяется тем, насколько личностно значимым для учащегося оказывается то, что объективно, общественно значимо». 4 Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно - смысловой сторон мотивации.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как  сложный многоуровневый регулятор  жизнедеятельности человека - его  поведения, деятельности. Высшим уровнем  этой регуляции является сознательно - волевой. В.Г. Асеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют своё значение. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.5 Между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения в некоторых конкретных деталях, связанных с трактовкой понятия «мотив». Можно сказать, что и само определение «мотива» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию. Другие осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Считают также, что мотив - это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ей на удовлетворении определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности. Общее положение о связи мотивов с категорией «потребность» в большинстве случаев не является дискуссионным, хотя и здесь имеются разночтения. Так радикальным, по первому впечатлению, является утверждение о том, что потребности не являются мотивами. Однако, раскрывая этот тезис, обычно настаивают на том, что мотивами являются не сами потребности, а предметы и явления объективной действительности. Это положение уже не кажется столь радикальным. В теории мотивации, разрабатываемой отечественной психологией, получила широкое распространение точка зрения, согласно которой под мотивом следует понимать именно определенную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий «потребность» и «предмет» вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.6 Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и её удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности (А.Н. Леонтьев). Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И. Божович. Согласно его теории, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности.7 В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная деятельность или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально - психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Строение мотивационной  сферы зависит от возрастных и  индивидуальных особенностей человека. Возрастное развитие мотивации состоит  в появлении психологических  новообразований, т.е. качественно новых  особенностей, характеризующих её более  высокий уровень. Особенности мотивов и познавательных интересов учащихся разных возрастов не являются «фатально неизбежными» и необходимо присущими этим возрастам. В младшем школьном возрасте, писал А.Н. Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивает интерес к работе в школьных детских организациях. И наконец, в старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широкой жизненной перспективы. Наряду с этим происходит развитие познавательных мотивов. Вначале у детей нет выраженного интереса к содержанию уроков и учебных занятий. На следующем этапе интерес к учебным занятиям начинает дифференцироваться, возникают собственно учебные интересы. Интерес перемещается с выполнения учебного действия на его содержание, задачи, которым это действие отвечает, на способы, которыми оно выполняется. Если же этих внутренних мотивов учения нет, то интерес школьников замыкается на отметке и других важных, но внешних по отношению к учебной деятельности, моментах. А это, по мысли А.Н. Леонтьева, создает некоторые новые трудности: ведь подчинение своих действий мотиву, не имеющему отношения к самому содержанию действия и не порождающему прямого интереса к нему, требует волевого характера ученой деятельности. Выполнение же учебной деятельности, движущей внутренними мотивами, учащегося, в меньшей мере требует волевых усилий, так как может сопровождаться и непроизвольным интересом. Учителю важно помнить, что время, когда возникает у школьников дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте. Намеченные линии развития социальных и познавательных мотивов в школьных возрастах взаимосвязаны между собой и образуют богатое многообразие индивидуальных путей развития и типов мотивации учения.8 Индивидуальные проявления мотивации учения не раз привлекали внимание психологов. Особенности мотивации учения - важная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально - психологических особенностей прошлого опыта и т.д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу очень важно уметь изучать её в разных ситуациях, на протяжении ряда лет. Для проведения индивидуальной работы с учащимися по воспитанию у него мотивации надо помнить о том, что каждое из побуждений может находиться в разном состоянии, в разной степени зрелости. В учении мотивы могут осязаемыми, каждый из них может быть реально действующим или создавать только потенциальную готовность к действию. Основу целенаправленного процесса учения составляют, конечно, осознаваемые мотивы. Вместе с тем мотивация учения определяется и разного рода не вполне осознаваемыми учеником установками и потребностями. Это объясняется тем, что осознание мотивов возможно при довольно высоком уровне развития личности школьника. Отвечая на простые вопросы взрослого, стремясь осознать свои мотивы, ребенок может, тем не менее назвать не мотив, а мотивировку (в некоторых педагогических ситуациях подлинные мотивы могут по каким-то причинам и преднамеренно маскироваться школьником).

Информация о работе Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения