Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:48, реферат

Краткое описание

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.. . . . . . . . . .3
2. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Дифференцированный подход к работе с родителями. . . . . . . . . . . . .
2.3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов дошкольных учреждений с родителями. . . . . . . . .
2.4. Формы и методы работы с родителями: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
а) посещение семей; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
б) наглядная пропаганда; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
в) родительские собрания; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.90 Кб (Скачать файл)

Также во время посещений  на дому педагог отмечает, что можно  перенять из положительного опыта семейного  воспитания. Можно предложить родителям  поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую  статью для папки-передвижки.

 

б) Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание  различных видов наглядности. Это  позволяет не только знакомить родителей  с вопросами воспитания через  материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный  процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа "Для вас, родители", содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой  план работы. Затем педагоги информируют  о задачах воспитания по определенному  разделу на квартал, сообщают программное  содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском  саду. Под общим заголовком, к  примеру, "Чем занимались ваши дети сегодня", помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки  о выполнении программы.

С большим удовольствием  родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

В разделе "Советы и рекомендации" под руководством психолога и  социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы  стенда можно посвятить следующим  темам: "Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе", "Совместная подготовка детей к  школе в семье и детском  саду" и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут  практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Большое значение следует  придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят  к праздникам: "Здравствуй, Новый  год!", "У мамы руки золотые", "Скоро в школу" и т.п., а  так же они посвящаются определенным темам, например: "Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей" (для многодетных семей), "Воспитание трудолюбия в семье", "Я сам", "Мир вокруг нас" и т.д.

На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме "Радость творчества" можно  разместить работы детей и родителей  из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д., на выставке "Родители - детскому саду" - изготовленная  родителями кукольная одежда, различные  поделки и т.п.

Желательно оформлять  выставки на темы, касающиеся различных  аспектов воспитания (трудового, эстетического  и т.д.): "Мы трудимся, стараемся", "Красота и дети", "Мы и  природа" и др.

Оформление выставок может  быть различным, в зависимости от тематики. На выставке на тему "До свидания, детский сад, здравствуй, школа!" можно поместить предметы, необходимые  первокласснику: ручки, карандаши, пенал, тетради, ранец и др., фотографии различных вариантов уголка школьника  в семье, советы о режиме жизни  ребенка-школьника и т.д.

При знакомстве родителей  с физическим воспитанием в семье  на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой  интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше  всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит  начинать задолго до намеченного  срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень  много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми  днями проводятся дежурства родителей  и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время  прогулок детей на участке, в дни  праздников, вечеров развлечений. Эта  форма педагогической пропаганды очень  действенна и помогает педагогическому  коллективу преодолеть еще встречающееся  у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и  воспитании детей.

В работе с родителями можно  использовать такую динамичную форму  педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В  годовом плане необходимо заранее  предусмотреть темы папок, чтобы  педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового  воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала  по воспитанию детей в неполной семье.

Для неполных семей можно  оформить папку на тему "Воспитать  ребенка полноценным":

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей; 

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку  в кризисной ситуации (рекомендации  социального педагога).

Вот, например, какие материалы  можно поместить в папке на тему "Игра детей как средство воспитания":

1) высказывания классиков  педагогики о назначении игры  для развития и воспитания  детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы  ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой  уголок дома;

4) краткая характеристика  видов игровой деятельности в  разном возрасте, ее роль в  нравственном воспитании, примеры  сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству  детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой  литературы.

В папке-передвижке на тему "Совместная работа детского сада и  семьи по физическому воспитанию" можно подобрать следующее:

1) текстовый материал  о значении физического воспитания  детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей  на определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения  для детей дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных  занятий;

5) рекомендации, советы по  организации физической деятельности  в семье;

6) фотоматериал, отражающий  занятия физическими упражнениями  в детском саду;

7) газетные и журнальные  статьи.

О папках-передвижках следует  упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать  вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная  пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении  родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного  материалов.

Сочетание всех форм наглядной  пропаганды способствует повышению  педагогических знаний родителей, побуждает  их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

 

в) Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя  на какую-то тему и обсуждение организационных  вопросов. Как правило, на собраниях  такого типа родители не проявляют  никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям  со стороны родителей. Это говорит  о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация  семинаров-практикумов, на которых  стоит рассматривать вопросы  подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели  других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается  план мероприятий по подготовке к  собранию, составляется вопросник для  родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:


Информация о работе Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений