Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:48, реферат

Краткое описание

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.. . . . . . . . . .3
2. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Дифференцированный подход к работе с родителями. . . . . . . . . . . . .
2.3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов дошкольных учреждений с родителями. . . . . . . . .
2.4. Формы и методы работы с родителями: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
а) посещение семей; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
б) наглядная пропаганда; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
в) родительские собрания; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.90 Кб (Скачать файл)

Асоциальные семьи - те, с  которыми взаимодействие протекает  наиболее трудоемко и состояние  которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ  жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются  безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.

 

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит  у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен  в обществе семейные ценности приобретают  особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что  стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют  достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые  для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия социальных педагогов  и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

- улучшение семейного  микроклимата;

- формирование положительных  взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической  культуры родителей путем их  активного просвещения;

- формирование совместными  усилиями полноценной личности  ребенка, подготовке его к школе.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование  новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного  вовлечения родителей в жизнь  детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

В своей дипломной работе я постаралась подробно описать  существующие формы и методы работы с родителями; раскрыть проблемы, стоящие  перед социальным педагогом в  ДОУ и попытаться найти пути их решения, опираясь на имеющийся опыт работы дошкольных учреждений с семьей.

 

 

Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

§1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей  должно осуществляться поэтапно и имеет  своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит  обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя  его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных  тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между  воспитателями, социальными педагогами и родителями. контакт должен строиться  таким образом, чтобы у родителей  возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность  в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими  знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической  и практической, определенным образом  организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического  взаимодействия станет активное участие  родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения  партнерства предполагают равенство  сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью  выяснения ее возможностей по  воспитанию своих детей и детей  детского сада;

- группировку семей по  принципу возможности их нравственного  потенциала для воспитания своего  ребенка, детей группы;

- составление программы  совместных действий педагога  и родителей;

- анализ промежуточных  и конечных результатов их  совместной воспитательной деятельности.

 

§2. Дифференцированный подход к работе с родителями.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе  мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления  дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие  во взаимоотношениях между педагогом  и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к  родителям;

- учет своеобразия условий  жизни каждой семьи, возраста  родителей, уровня подготовленности  в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального  подхода к каждой семье с  организацией работы со всеми  родителями группы;

- взаимосвязь разных форм  работы с родителями;

- одновременное влияние  на родителей и детей;

- обеспечение в работе  с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Дифференциация должна проводиться  на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько  человек, возраст, образование,  профессия), психологический климат  семьи (межличностные отношения,  стиль общения). Для этого необходимо  проведение психологом-социальным  педагогом индивидуальных консультаций  с родителями дошкольников, использование  различных методик (Анализ семейного  воспитания /Эйдемиллер, Юстицкис/ , рисуночные  методики "Моя семья", "Мой  дом" и т.п.).

2. Стиль и фон семейной  жизни: какие впечатления преобладают  - положительные или отрицательные;  причины семейных конфликтов  и отрицательных переживаний  родителей и детей.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия  в воспитательном процессе, наличие  желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат  семьи, наличие или отсутствие  домашней педагогической системы  (осознание целей, задач, методов  воспитания), участие матери, отца  в педагогической деятельности  семьи (конструктивной, организационной,  коммуникативной).

После изучения семей необходимо составление "социального паспорта" (приложение I) с целью корректировки  педагогического воздействия.

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться  с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения  ребенка с родителями. Но следует  помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей  в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы  с родителями;

5. Индивидуальные беседы  с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Изучение тестов-рисунков  детей типа "Мой дом", "Моя  семья".

8. Наблюдение за ребенком  в сюжетно-ролевой игре "Семья".

9. Наблюдение воспитателем  за взаимоотношением родителей  и детей во время приема  и ухода детей.

10. Моделирование игровых  и проблемных ситуаций и т.д. 

Для выявления педагогической культуры родителей можно предложить следующую анкету:

1. На основе каких знаний  Вы воспитываете своего ребенка?

а) слушаете передачи по радио  и телевидению;

б) посещаете лекции для  родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный  опыт.

2. Какие методы в воспитании  Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) приучение.

3. Какие виды поощрения  Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

4. Какие виды наказания  наиболее действенны в воспитании?

а) физическое наказание;

б) словесная угроза;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

С целью выявления степени  участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа:

1. Нравится ли Вам ваш  малыш?

2. Слушаете ли Вы, что  ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на  малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы  создать у ребенка ощущение  значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы  речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы  ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе  с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый  день время для чтения ребенку  и бесед с ним?

10. Играете ли Вы с  малышом в какие-нибудь игры? и  т.п.

 

По результатам диагностики  для выявления категорий родителей  можно выделить следующие типы:

1 категория: родителей  этой категории отличает высокий  уровень эмоционально-нравственной  культуры. Он выражен в стиле  семейного воспитания, в манере  общения взрослых с детьми. Родители  принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами  и увлечениями. В этих семьях  родители стремятся к единству  педагогических требований. Серьезно  относясь к воспитанию, эти семьи  легко идут на контакт с  психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания  в области педагогики и детской  психологии.

2 категория: в среднем  уровень образованности и культуры  родителей также высокий. Но, в  отличие от первой категории,  акцентирование внимания идет  на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие  к интересам и увлечениям детей.  В неадекватных формах общения  с ребенком проявляется недостаток  эмоционально-нравственной культуры  родителей. В таких семьях часты  нарушения стилей семейного воспитания.

3 категория: это самая  патогенная ситуация для ребенка.  В таких семьях каждый живет  своей жизнью, низкий уровень  семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической  просвещенности родителей крайне  низкий. Также родители не испытывают  потребности в получении психолого-педагогических  знаний. Вследствие этого воспитанию  детей не уделяется достаточного  внимания, воспитание ребенка не  является жизненно важной проблемой.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре  общения, педагогической и психологической  просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться  активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности  по отношению к каждой категории  родителей.

Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две  большие группы: так называемые гармоничные  семьи (талантливые, активные семьи; семьи  благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие  длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). К последним  можно отнести следующие:

- семьи с детьми-инвалидами;

- многодетные семьи;

- опекунские семьи;

- неполные семьи;

- малообеспеченые семьи;

- неблагополучные семьи.

В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

Но, как уже было отмечено, эффективное просвещение родителей  не может вестись без активного  участия воспитателей, методистов, социальных педагогов. И есть необходимость  более подробно коснуться деятельности воспитателей и социальных педагогов  в работе с родителями.

 

§3. Направления работы воспитателей и социальных

педагогов детского сада с  родителями.

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях  часто показывает, что наряду с  положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем  имеются и недостатки. Среди них  самыми распространенными являются:

Информация о работе Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений