Активизация познавательной деятельности учащихся во время проверки и оценки знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Уже многие годы и даже десятилетия ведущие педагоги и ученые мира работают над проблемой максимальной оптимизации педагогического процесса. Как привить интерес школьников к учебе, как повысить их трудоспособность на занятиях, как наиболее продуктивно реализовать все цели обучения? Не подлежит сомнению то, что наука не стоит на месте и на сегодняшний день уже существует множество достижений и открытий.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы процесса активизации познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста во время проверки и оценки знаний 5
1.1 Понятие познавательной деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности 5
1.2 Процесс проверки и оценки знаний. Существующие тенденции и проблемы 8
Глава 2. Пути и средства процесса активизации познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста во время проверки и оценки знаний 18
2.1 Отбор и использования нетрадиционных методов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности учащихся во время процесса проверки и оценки знаний 18
2.2 Оптимизация процесса оценивания в современной школе 29
Заключение 37
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Выводы по главе 2

Итак, в данной главе был рассмотрен практический аспект заявленной темы исследования: что же делать учителю на занятиях с целью обеспечения активизации познавательной деятельности учащихся во время проверки и оценки знаний. Нами был рассмотрен опыт многих педагогов и собраны наиболее удачные и эффективные приемы активизации, которые можно и нужно использовать на занятиях. Не подлежит сомнению то, что формы проверки знаний, умений и навыков учащихся должны быть самыми разнообразными. Зачастую учитель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется своя определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Совершенно нормальным является то, что учащиеся приспосабливаются к такой проверке и заранее знают, как все будет происходить. Они начинают отвечать только для учителя, чтобы его удовлетворить. Разнообразие же форм проверки сосредотачивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении. Как этого добиться, и было основной данной работы.

Во втором параграфе мы еще раз более детально рассмотрели аспект отметки в современной школе и постарались выделить основные принципы и критерии, которых должен придерживаться учитель в своей оценочной деятельности. Процесс оценивания тогда соответствует все требованиям, когда он создает условия для коррекции педагогом своей деятельности. На основании проверки педагог принимает решение о том, есть ли необходимость изменять свою деятельность. Если ученики работают в меру своих сил и получают хорошие отметки – значит, подход правильный. Когда ученики работают спустя рукава и получают плохие отметки – необходимо усилить требовательность. В современной школе есть место для изменений стратегии обучения и, соответственно, способов оценки самого труда школьников. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным, но и обучить этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. Необходимо научить ребенка видеть, в первую очередь, свои успехи, а затем только недостатки. Никогда нельзя забывать о том, что если ученик не видит успеха в учебном труде, если он не чувствует, что ему хотят помочь преодолеть возникшие трудности в учении, а только фиксируют его неудачи, то нельзя рассчитывать, что ему будет нравиться учебный труд. Без веры успех учение превращается для школьника в ненавистную обязанность вплоть до проявления открытой недисциплинированности. Несомненно, развития такого сценария нельзя допускать

 

Заключение

Завершая работу над данной курсовой работой, мне хотелось бы сделать определенные выводы. После изучения опыта авторитетных педагогов, стало совершенно понятно, что наряду со многими проблемами, существовавшими ранее в школе и не теряющими своей актуальности и сегодня, присутствует проблемы, связанные с процессом проверки и оценки знаний.

Как показали многочисленные исследования, суть это всего кроется в неэффективности традиционных способов контроля и оценки, поскольку они не в полной мере выполняют такие свои функции, как развивающая, воспитательная, диагностическая, стимулирующая и ориентирующая. Идеальным выходом в подобной ситуации является переход к нетрадиционным, новаторским методам контроля и проверки. Именно на это, на отбор подобных методов, и была нацелена практическая часть работы. Подобные примы привносят в занятия что-то новое, прививает детям интерес к учебе, заставляют взглянуть на привычные процесс проверки знаний с непривычной стороны.  И что наиболее существенно, нетрадиционные методики способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Так проверка домашнего задания вместо унылых либо тревожных 15 минут превращается в увлекательный процесс, во время которого ребята активно работают, узнают что-то новое, повторяют изученное, анализируют, сравнивают. Только подобная работа способна сделать обучение эффективным и интересным. Вместе с тем постепенно исчез бы и вопрос с отметкой в современной школе. Ведь ребята посещали бы занятия с гораздо большим интересом, выполняли бы с большей готовностью домашние задания, обучение приобрело бы для них истинную мотивацию. Все это вполне закономерно и, если вдуматься, не так уж неосуществимо в своей реализации. Совсем не требуется проводить некую революцию – достаточно уделить немного больше внимания деталям, подойти к занятиям творчески, проявить искренний интерес в учениках и это незамедлительно вызовет ответную реакцию. К сожалению, многие учителя не спешат этого делать, осторожничают, придерживаются привычного стиля работы. Даже признавая эффективность нетрадиционных методов проверки и оценки знаний, педагоги далеко не всегда или хотя бы изредка используют их в своей практике, ссылаясь на трудоемкость, отсутствие нормативно-правовой базы и т.п. И все же мы искренне верим и надеемся, что со временем ситуация изменится, новое поколение учителей сможет вдохнуть свежий воздух в стены школ, и для детей уроки станут не обременительной обязанностью, а увлекательным и интересным занятием.

 

Список использованных источников

  1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование – М.: Педагогика, 1984. – 258 с.
  2. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся// Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников  – Казань: Слово, 1972. – 314 с.
  3. Иванова, В.А., Левина, Т. В. Педагогика [Электронный учебно-методический комплекс]. – 2013. -Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/glos.html . – Дата доступа: 18. 11. 2013
  4. Изотова, Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе – Брянск: Прогресс, 2004. – 130 с.
  5. Кочетов, А. И. Возбуждать жажду познания/А. И. Кочетов//  Правда. – 1984. -  №6. – С. 18-23
  6. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Перевод с польского О.В. Долженко  -  М.:Академия,1986. – 230с.
  7. Курбатов, Р. Школа без отметок/Р. Курбатов// Директор школы. – 2011. - №5. - С.64-67
  8. Макарова, Л. А. Безотметочное обучение в начальной школе МОУ "Закаменская районная гимназия" [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/1749.html. Дата доступа: 04. 03. 2013
  9. Петровский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 506 с.
  10. Психология человека от рождения до смерти/ под общей редакцией Реана А.А. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
  11. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии  – М.: Просвещение, 1976. – 720 с.
  12. Селенкин, В.А. Уроки с отметками и уроки без отметок / В.А. Селенкин // Вестник воспитания. – 1971. - №3. - С. 160 – 164
  13. Сластенин,В. А, Исаев, И.Ф, Мищенко, А.И, Шиянов, Е.Н.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений — М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  14. Толстой, Л.Н. Воспитание и образование: педагогические сочинения  - М.: Академия ,1989. – 620 с.
  15. Фирсова, Н.Г, Бокова, А.З, Русанова, Е.С. Нетрадиционные способы контроля и оценки знаний школьников в современной школе/ Н. Г. Фирсова, А. З. Бокова, Е. С. Русанова // Альманах современной науки и образования. - 2013. –№3. -  С.198-202
  16. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения. -  М.: Педагогика,1980. – 225 с.
  17. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное  пособие  – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Довольны ли вы тем, как вас оценивают учителя в школе?

А) да

Б) иногда

В) нет

  1. Огорчаетесь ли вы, когда получаете плохую отметку?

А) да

Б) иногда

В) нет

  1. Завышают/ занижают ли учителя отметки?

А) да

Б) нет

  1. Если да, то делают ли они это намеренно или нет?

А) намеренно

Б) намеренно, но иногда

В) ненамеренно

Родителям учеников предлагалось ответить на следующие вопросы:

Довольны ли вы системой оценивания в современной школе?

Что, на ваш взгляд, можно было в ней  изменить?

Нужна ли отметка в школе?

 

 


Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся во время проверки и оценки знаний