Акселерация на данном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:55, доклад

Краткое описание

Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация1.Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»).

Вложенные файлы: 1 файл

акселерация.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

Акселерация – на данном этапе  – процесс, без которого мы не можем  даже представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление  гораздо старше научно-технической  революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация1.Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15 лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более»2.Однако Лев Толстой считает хронологической гранью отрочества и юношества – 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»3. Так что такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть определено четкой границей.Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.«Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только значительная часть населения, но и качественно обособленная группа, имеющая свои специфические черты, которые отражают особенности поведения юношей и девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»4В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и 15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также началом полового созревания.Физическим проявлением подросткового возраста становится увеличение роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в 14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем мальчики того же возраста.5Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после этого наступает период роста мышц.В психологическом плане подростки «начинают осознавать свои возможности и задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в обществе».6 В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н. «максимализм».Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый человеческий организм сугубо индивидуален, и у каждого наступает подростковый возраст по-разному: у кого-то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это чисто внешне.В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.7Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»8.Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального: сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом, зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение, хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.9Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к задержке роста и более позднему развитию»10. Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.В настоящее время фазы биологического развития организма все более и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения.11 Подобное явление и носит название акселерация. Но данное понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от научного понятия акселерации.

Последствия акселерации в организме  детей и подростков

Одним из важных следствий акселерации  становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация  не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса, менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет.»22Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по-разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции функционируют у каждого человека «по разным расписаниям»23.Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу, осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате полового созревания.При этом меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более замкнутым.Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется женская фигура.У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению осанки. У юношей сутулость - также одно из основных последствий этого. Но у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у девочек.24Еще одно из последствий акселерации – воздействие на кожу. В некоторых случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только косметолог.Психофизический баланс подростка меняется из-за изменения деятельности желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д. Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в социальном отношении.25Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием»26. Так, например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу внутренних органов.27На этом последствия акселерации, конечно же, не исчерпываются.С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах и системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки, очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца, чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у девочек и на 2 года позднее у мальчиков.У подростков очень часто развиваются различные поражения сердечной мышцы (миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах, заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.28В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в среде подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление позвоночника.29Вследствие акселерации изменилось количество и течение различных заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний: так раньше малая хорея наблюдалась с 10-11 лет, то сейчас ее уровень упал до 8-9 лет. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела. С этим же связано учащение вегетативных неврозов и детского кариеса, хронического тонзилита и катара верхних дыхательных путей, хронических заболеваний желудочно-кишечной системы, детских инфекций; даже есть случаи диабета.«Значительное число заболеваний вызывается большим весом, избыточным питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). За последние десять лет число больных сахарным диабетом в мире возросло в 2-3 раза. По данным статистики это заболевание встречается у 1-2% населения.»30 При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты, которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные, аллергические заболевания.На возникновение подобных заболеваний очень сильно влияет астеническое строение организма подростка.Однако есть и положительные последствия акселерации, хотя их и значительно меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними. Так стали более редки неинфекционные заболевания мочеполовой системы, печени и желчных путей, ряд неврозов. Кроме этого меняется характер и течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в хронические.31Т.о. вывод: усиленное развитие организма подростков, т.е. акселерация приводит к временному ослаблению сопротивления организма к различным инфекционным заболеваниям, т.е. к снижению иммунитета. Это обусловлено рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др. системах. Поэтому не окрепнувший организм подростка требует большей заботы, большего внимания к себе и профилактики заболеваний, чем организм взрослого человека.


Информация о работе Акселерация на данном этапе