Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 6
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . ….11
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….16
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……22
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР - детского сада №425» 1- ой младшей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  28
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение «А» Анкета для родителей . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложение «Б» Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение «В» Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 33
Приложение «Г» План воспитательно-образовательной деятельности . .. . . 34
Приложение «Д» Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . 37
3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______
4 Инициативность в игровой 
деятельности (может или не может 
найти без посторонней помощи 
себе занятие; может или не 
может самостоятельно 
5 Инициативность во 
6 Инициативность в отношениях 
с детьми (вступает в контакт 
по собственной инициативе; не 
вступает в контакт)?__________
7 Самостоятельность в 
игре (умеет играть самостоятельно 
в отсутствии взрослого; не 
умеет играть самостоятельно)?_
 
Приложение «Б»
Карта нервно-психического развития детей 2-3 года жизни
Фамилия, имя ребенка ______________________________
Дата рождения _______________________
Возраст при поступлении ___________________________
Возраст  | 
  Уровень нервно – психического развития  | 
  Поведение  | 
  Заключение  | 
  Назначения  | |||||||
Понимание речи  | 
  Активная речь  | 
  Сенсорное развитие  | 
  Игра  | 
  Движение  | 
  Навыки  | 
  Конструирование  | 
  ИЗО  | 
  ||||
2 г.  | 
  |||||||||||
2 г.6мес.  | 
  |||||||||||
3 г.  | 
  |||||||||||
Приложение «В»
Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы.
Имя, Фамилия  | 
  Дата рождения  | 
  Дата поступления в ДОУ  | 
  Группа адаптации  | 
Иванова Софья  | 
  20.03.10  | 
  12.08.12  | 
  III  | 
Задорожная Дарья  | 
  03.08.10  | 
  07.08.12  | 
  II  | 
Голощапов Глеб  | 
  01.02.10  | 
  09.08.12  | 
  III  | 
Голованов Матвей  | 
  06.05.10  | 
  15.08.12  | 
  I  | 
Первушин Захар  | 
  06.08.10  | 
  14.08.12  | 
  I  | 
Ибрагимов Юсуф  | 
  25.03.10  | 
  09.08.12  | 
  II  | 
Воробьев Николай  | 
  01.05.10  | 
  22.08.12  | 
  III  | 
Рябой Степан  | 
  27.02.10  | 
  01.08.12  | 
  II  | 
I. тяжелая адаптация II. средняя адаптация III. легкая адаптация  | 
 
Приложение «Г»
План воспитательно-
Дни недели  | 
  Вид работы  | 
  Цель  | 
ПОНЕДЕЛЬНИК  | ||
I половина дня (утро)  | 
  Д/и «Что изменилось?»  | 
  Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.  | 
Дневная прогулка  | 
  П/и «Кто попадёт?»  | 
  Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.  | 
II половина дня  | 
  Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!»  | 
  Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи  | 
Вечер  | 
  Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку”  | 
  Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка  | 
ВТОРНИК  | ||
I половина дня (утро)  | 
  Д/и «Что ещё такой же формы?»  | 
  Учить детей находить предметы одинаковой формы.  | 
Дневная прогулка  | 
  П/и «Мыльные пузыри!»  | 
  Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.  | 
II половина дня  | 
  Чтение стихотворения А.Барто «Мячик»  | 
  Учить внимательно, слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.  | 
Вечер  | 
  Беседа с родителями “Ваш ребенок”  | 
  Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка  | 
СРЕДА  | ||
I половина дня (утро)  | 
  1.Повторение потешки «Как у нашего кота» 2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота»  | 
  Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение Развивать мелкую моторику рук.  | 
Дневная прогулка  | 
  П/и «Подпрыгни до ладошки»  | 
  Развитие ловкости, быстроты реакции и движений  | 
II половина дня  | 
  Настольный театр «Теремок»  | 
  Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение  | 
Вечер  | 
  Беседа с родителями Сони И. об условиях воспитания в семье  | 
  Облегчение адаптации Сони  | 
| 
   
 ЧЕТВЕРГ  | ||
I половина дня (утро)  | 
  1.Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик»  | 
  Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание  | 
2. Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком»  | 
  Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика.  | |
Дневная прогулка  | 
  П/и игра «Кто попадет в корзину?»  | 
  Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.  | 
II половина дня  | 
  Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко»  | 
  С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать.  | 
Вечер  | 
  Групповое родительское собрание 
  “Воспитание у детей   | 
  Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей  | 
ПЯТНИЦА  | ||
I половина дня (утро)  | 
  1.Чтение рассказа Л.Н. 2.Рисование «Орешки для белочки»  | 
  1.Познакомить малышей 
  с белкой и её детками, учить 
  слушать рассказ, понимать  2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам  | 
Дневная прогулка  | 
  П/и «Кошечка крадётся»  | 
  Тренировка вестибулярного аппарата.  | 
II половина дня  | 
  Потешка «Киска, киска брысь!»  | 
  Повторение ранее изученной потешки.  | 
 
Приложение «Д»
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются 
стрессовыми ситуациями для 
5. Первые 2-3 недели ребенка 
рекомендуется приводить и 
6. В период адаптации, 
в связи с нервным напряжением,
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период 
адаптации – сильный стресс 
для ребенка, поэтому нужно 
принимать ребенка таким, 
9. Если у ребенка есть 
любимая игрушка, пусть он 
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ