Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 6
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . ….11
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….16
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……22
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР - детского сада №425» 1- ой младшей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение «А» Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложение «Б» Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение «В» Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 33
Приложение «Г» План воспитательно-образовательной деятельности . .. . . 34
Приложение «Д» Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . 37

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Расширение содержания общения  тесно связано с развитием  предметно-игровой деятельности у  детей. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом  привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное  место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые  определяют его поведение.

 

1.3 Формы работы  по организации процесса адаптации  ребенка к новым условиям

Для того чтобы ребенок  мог по возможности быстро и безболезненно  адаптироваться к условиям общественного  воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский  сад.

Многие родители стремятся  правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это  знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что  в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать  ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые  относятся к детям раннего  возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и  часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Успешная адаптация ребенка  к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны  осознают необходимость целенаправленного  воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении  педагога к ребенку; чувствовали  компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является тем  педагогическим учреждением, которое  может и должно дать родителям  квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного  воспитания. Но, к сожалению, нередко  родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые  приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой  ограничивается словами: “Тебе там  будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя  в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребенка  являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели  сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие –  наказывают, третьи – внимательно  анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов  забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

В условиях воспитания детей  раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических  и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель  строго согласует свои действия с  программными задачами воспитания и  развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также  важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду [4,30-31].

Часто ребенок раннего  возраста не может быстро и безболезненно  привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.

Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

При поступлении ребенка  в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни  больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое  время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания  являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно выполнять  в соответствии с существующими  правилами.

Одежде ребенка также  следует уделять внимание. Если его  излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко  вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также  может стать причиной заболевания.

Одним из факторов, который  очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в  семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с  трудом привыкают к распорядку дня  детского сада. Несовпадения домашнего  режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему [7, 31].

Для самочувствия ребенка  в адаптационный период большое  значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые  культурно-гигиенические навыки и  привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка  и для его хорошего самочувствия в адаптационный период [5, 32]

Воспитатель сам должен проявлять  терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать  от ребенка, чтобы он сразу отказался  от той или иной привычки, необходимо время.

Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические  навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка  может сложиться отрицательное  отношение ко всем режимным процессам.

Взрослый должен сначала  показать ребенку, где и как сделать  что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.

Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и  детьми - одна из основных задач родителей  при подготовке малыша к поступлению  в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.

В период адаптации ребенка  к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов  общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни  ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение [7,17]

Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления  в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие  коррективы в форме совета и убеждения  родителей.

Для определения готовности детей к поступлению в детский  сад и прогноза адаптации применяются  психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

- Поведение детей, связанное  с удовлетворением органических  потребностей;

- Нервно психическое развитие;

- Черты личности [3, 18]

С опорой на эти блоки  составляется карта готовности ребенка  к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы (Приложение А).

Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка  к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые  могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни  к другим.

Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность  познакомиться с помещениями  группы, показываются игрушки, место  для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять  новому ребенку, старается “влюбить”  в себя малыша, чтобы он понял, что  если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и  добрая “тетя”. Даются советы мамам, чтобы  они приучали малыша самостоятельности  и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях  или, чтобы поездить на велосипеде и т.п.

Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно  напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать  одна и та же спокойная музыка. Это  помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше  засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю  само по себе не приходит: воспитатель  завоевывает его добрым, неравнодушным  отношением к ребенку, умением растить  в нем хорошее, великодушием и  милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия  будет достаточно полной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психолого-педагогические  условия организации успешной  адаптации детей к дошкольному  образовательному учреждению

2.1 Описание дошкольного  образовательного учреждения МДОУ  “ЦРР – детский сад № 425”

МДОУ «Центр развития ребенка  – детский сад № 425». Работа в МБДОУ № 425 ведется по следующим направлениям – интеллектуальное, физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое. Педагоги реализуют образовательные программы "Радуга" Т.Н. Дороновой, "Развитие" Л.А. Венгера,  "От рождения до школы" М.А. Васильевой.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего  возраста ребенка.

В МДОУ «ЦРР - детский сад  №425» действуют 11 групп.

На территории детского сада находятся:

- спортивный зал, оснащенный  «шведской стенкой», гимнастическими кольцами и прочим спортивным инвентарем;

- музыкальный зал, в  котором стоит пианино, рядом  - костюмерная с различными костюмами  сказочных героев, детские музыкальные  инструменты, различные декорации  из картона и ткани;

- сенсорная комната, где  дети занимаются релаксацией,  аутотренингами;

- кабинет психолога, где  дети занимаются играми с воспитателем  – психологом, проходят различные  формы тестирования;

- кабинет логопеда;

- кабинет изобразительного  искусства;

- спортивная площадка, на  территории которой находится  футбольное, волейбольное поля, беговая  дорожка здоровья, турники, песочная  яма для прыжков и другое  спортивное оборудование.

Воспитательно-образовательную  работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 13 высококвалифицированных  педагогов-воспитателей, а также 3 логопеда, 2 музыкальных руководителя, психолог, педагог дополнительного образования.

2.2 Характеристика  адаптации к дошкольному учреждению  детей МДОУ “ЦРР – детский  сад № 425” 1- ой младшей группе

Цель: определить особенности  привыкания детей к условиям дошкольного  образовательного учреждения; определить группу адаптации.

Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” в 1 младшей группе. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой “Радуга”, с детьми работают воспитатели Охотина А.А и Коробова Е.Н.

 

В 1-ой младшей группе 21 ребенок, набор в группе начался 15.08.2012г. Для проведения исследования выбрана подгруппа детей из 8 человек:

  1. Иванова Софья, 2 года 3 месяцев
  2. Задорожная Дарья, 2 года 3 месяцев
  3. Голощапов Глеб, 2 года 4 месяцев
  4. Голованов Матвей, 2 года 3 месяцев
  5. Первушин Захар, 2 года 4 месяцев
  6. Ибрагимов Юсуф, 2 года 5 месяцев
  7. Воробьев Николай, 2 года 4 месяцев
  8. Рябой Степан, 2 года 3 месяцев

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ