Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 6
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . ….11
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….16
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……22
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР - детского сада №425» 1- ой младшей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение «А» Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложение «Б» Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение «В» Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 33
Приложение «Г» План воспитательно-образовательной деятельности . .. . . 34
Приложение «Д» Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . 37

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

 

В ходе исследования проведено  наблюдение поведения детей в  период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, медицинской сестрой.

Характеристика поведение  детей:

  1. Иванова Софья. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении с взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.
  2. Задорожная Дарья. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, с взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен.
  3. Голощапов Глеб. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; с взрослыми проявляет инициативу; речь неактивная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу.
  4. Голованов Матвей. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; с взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщителен.
  5. Первушин Захар. Эмоциональное состояние стабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников.
  6. Ибрагимов Юсуф. Эмоциональное состояние стабильное, общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.
  7. Воробьев Николай. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении с взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.
  8. Рябой Степан. Эмоциональное состояние - стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении с взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.

В целом адаптация детей  проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков  взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации: 

– к первой группе (сложная  адаптация) относятся 2 человека; 

– ко второй группе (средняя  адаптация) относятся 3 человека; 

– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.

Данные результаты групп  адаптации детей МДОУ “ЦРР –  детский сад № 425” в 1-ой младшей группе занесены в таблицу (Приложение В).

 

2.3 Направления  психолого-педагогической деятельности  по оптимизации процесса успешной  адаптации детей к условиям  к дошкольному образовательному  учреждению

Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” 1-ой младшей группе к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного  учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей  своих воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для  этого родителям предлагаются анкеты (Приложение А), где родители, отвечая  на предложенные вопросы, дают исчерпывающую  характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют  данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно  общаться с детьми в адаптационный  период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного  учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка  к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических  навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение  с взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение. Б, Приложение Д).

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают  участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего  возраста.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной  деятельности воспитателей 1 младшей группы МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” (Приложение Г). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

А так же для того чтобы  прошла успешная адаптация детей  раннего возраста, необходимо следовать  следующим рекомендациям для  воспитателей и родителей:

Рекомендации  для воспитателей:

- любите детей и относитесь  к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических  особенностях развития каждого  ребенка;

- приобщайте ребенка в  доступной форме к социальным  и нравственным нормам;

- необходимо наладить  контакт с родителями детей,  поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации  и беседы с родителями, знакомьте  с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите  семью ребенка, узнайте о привычках  и интересах детей;

- проводите родительские  собрания до поступления детей  в детский сад.

В своей работе воспитатели  должны использовать анкетирование, посещения  ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Рекомендации  для родителей:

- любите своего ребенка  таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком  заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не  перебивая;

- установите четкие и  определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для  ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте  ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком  называйте как можно больше  предметов, их признаков, действий  с ними;

- поощряйте в ребенке  стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими  детьми;

- интересуйтесь жизнью  и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- помните, что авторитет  родителей основан на достойном  образце поведения;

- прислушивайтесь к советам  педагогов в период адаптации  детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые  собрания.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка  к условиям дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

Заключение

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в  определенных, устойчивых условиях ребенок  постепенно приспосабливается к  влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему  микроклимату, к характеру пищи и  т.д. Поступление в детский сад  изменяет почти все условия жизни  маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив  свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный  комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей  раннего возраста к условиям дошкольного  образовательного учреждения.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации  отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Проведения комплексных  медико-педагогических мероприятий  до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому  привыканию к новым условиям.

Рассмотренные аспекты в  ходе курсовой работы доказывают, что  существует много условий, которые  оказывают влияние на адаптацию  ребенка раннего возраста к дошкольному  учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в  процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель  должен уметь наблюдать и анализировать  уровень развития детей и учитывать  его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять  поведением детей в сложный для  них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации –  тяжелое время для малыша. Но в  это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень  важна совместная работа воспитателя  с родителями.

Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

Данная курсовая работа имеет  практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

 

1 Аванесова В.Н. Обучение  самых маленьких в детском  саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с.  ил.

2 Аксарина М.Н. Воспитание  детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.

3 Алямовская В.Г. Ясли  – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС  ,1999.

4 Белкина Л.В. Адаптация  детей раннего возраста к условиям  ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5 Ватутина Н.Д. Ребенок  поступает в детский сад: Пособие  для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7 Ж-л № 4. Ребенок в  детском саду.-2001.

8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка  - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина  Г.В. Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

10 Роньжина А.С. Занятия  психолога с детьми 2-4 лет в  период адаптации к дошкольному  учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

11 Смирнова Е.О. Первые  шаги. Программа воспитания и  развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

12 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

13 Ступени общения: от  года до семи лет/Под редакцией  Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.–  М., 1992.

14 Тонкова-Ямпольская Р.В.  “Основы медицинских знаний”-  М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

 

Приложение «А»  

 

Анкета  для родителей

1 Уважаемые родители, мы  будем благодарны, если вы ответите  на эти вопросы.

Ваши ответы помогут нам  лучше узнать ваших малышей и  облегчить его жизнь в адаптационный  период.

Поведение

1 Преобладающее настроение  вашего ребенка (бодрое; уравновешенное  или раздражительное; неустойчивое; подавленное).

2 Характер засыпания (быстро; в течение 10 минут; очень медленное; медленное).

3 Характер сна (спокойный;  неспокойный).

4 Аппетит вашего ребенка  (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)

5 Отношение вашего ребенка  к высаживанию на горшок (положительное;  отрицательное).

6 Навыки опрятности (просится  на горшок; не просится, но бывает  сухой; не просится; ходит мокрый).

7 Нежелательные для этого  возраста привычки (сосет палец  или пустышку; раскачивается, когда  спит или сидит).

Личность

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни  и при обучении.

1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________

2. Интересуется ли действиями взрослых?__________________________

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ