Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ндфл.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Необходимость определения  налоговой базы отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых  установлены различные налоговые  ставки, вызвана не только тем, что  согласно правилам ст. 225 НК РФ сумма  налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, но и различным порядком определения налоговой базы в зависимости от того, установлена в отношении доходов налоговая ставка п. 1 ст. 224 НК РФ или иными пунктами ст. 224 НК РФ.

В пункте 3 ст. 210 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, т.е. 13%.

Для таких доходов  налоговая база определяется как  денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, т.е.:

- стандартных налоговых  вычетов (ст. 218 НК РФ);

- социальных налоговых  вычетов (ст. 219 НК РФ);

- имущественных налоговых  вычетов (ст. 220 НК РФ);

- профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ).

Уменьшение доходов, подлежащих налогообложению, на указанные налоговые  вычеты производится с учетом особенностей, установленных соответствующими статьями НК РФ.

В случае если сумма налоговых  вычетов в налоговом периоде  окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.

При этом по общему правилу, закрепленному п. 3 ст. 210  НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, на следующий налоговый период не переносится.

Из приведенного правила положениями гл. 23 НК РФ могут быть предусмотрены изъятия. В частности, согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в случае, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом п. 1 ст. 220 НК РФ, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Речь идет об имущественном налоговом вычете в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Порядок исчисления налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ установлен в п. 1 ст. 225 НК РФ: сумма налога исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.

В пункте 3 ст. 210 НК РФ установлен порядок определения налоговой  базы по доходам, в отношении которых  предусмотрены иные налоговые ставки, нежели налоговая ставка, установленная  п. 1 ст. 224 НК РФ.

Для таких доходов налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 - 221 НК РФ, не применяются.

Порядок исчисления налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 210 НК РФ установлен в п. 1 ст. 225 НК РФ: сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пункт 5 ст. 210 НК РФ устанавливает, что выраженные (номинированные) в  иностранной валюте доходы, полученные налогоплательщиком, и расходы, принимаемые налогоплательщиком в качестве налоговых вычетов в соответствии со ст. 218 - 221 НК РФ, подлежат пересчету в рубли.

Пересчет в рубли  производится по курсу Банка России, установленному:

-пересчет доходов,  выраженных (номинированных) в иностранной валюте, - на дату фактического получения доходов;

-пересчет расходов, выраженных (номинированных) в иностранной валюте, - на дату фактического осуществления  расходов.

Дата фактического получения  дохода определяется по правилам, установленным ст. 223 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 55 части  первой НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или  иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Статьей 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится  к соответствующему налоговому периоду.

Налоговыми агентами исчисление сумм налога согласно п. 3 ст. 226 НК РФ производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В пункте 1 ст. 229 НК РФ установлено, что не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиками, указанными в ст. 227 и 228 НК РФ, представляется налоговая декларация. В соответствии с п. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в ст. 227 НК РФ, и (или) прекращения выплат, указанных в ст. 228 НК РФ, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Итак, налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:  а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.

Налоговым периодом, установленным  для исчисления налога на доходы физических лиц является календарный год.

Общая налоговая ставка, т.е. налоговая ставка в отношении тех доходов, в отношении которых не установлены налоговые ставки отдельно, установлена в размере 13%. Налоговые льготы представлены в виде: доходов, освобождаемых от обложения налогом; налоговых вычетов; зачета налога.

Изменения НДФД с 1 января 2009 года: Изменения в систему налоговых вычетов НДФЛ были внесены Федеральным законом № 121-ФЗ от 22 июля 2008 года и вступили в силу с 1 января 2009 года. Ранее изменения вносились в 2005 году.

 Новые пределы стандартных налоговых вычетов: Отныне стандартный налоговый вычет на получателя дохода предоставляется до момента достижения дохода нарастающим итогом с начала года суммы 40 000 рублей (раньше эта сумма составляла 20 000 рублей). Но несмотря на внесенные в законодательство поправки, мы считаем, нужно увеличить с 40 000 рублей до 80 000 рублей суммарный размер дохода, до достижения которого этот налоговый вычет применяется. Данная мера продлит срок действия налоговых вычетов с 6 до 12 месяцев и поддержит семьи со среднедушевым доходом около 4 тысяч рублей в месяц

Стандартный налоговый  вычет на ребенка получателя дохода отныне должен предоставляться до того момента, когда доход с начала года 280 000 рублей нарастающим итогом. Данное изменение должно несколько  улучшить положение людей с низким и средним заработком.

Изменение сумм налогового вычета.

Стандартный налоговый  вычет остался прежним – 400 рублей. Изменения претерпела сумма налогового вычета на ребенка налогоплательщика, сумма возросла с 600 до 1000 рублей.

Новшество, введено право на выбор родителя, получающего удвоенный вычет. Статья 218 НК РФ отныне дает право на выбор родителя, получающего двойной вычет из дохода. Право выбора предоставлено родителям. Сумму налогового вычета в 1000 рублей имеет право получать каждый родитель ребенка, отныне НК РФ дает право эту сумму объединить и предоставить одному из родителей. Логично предположить, что сумма налогового вычета лучше предоставить родителю с более низким доходом.

Новые правила налогового вычета для одиноких родителей.

Отныне в законе четко  прописано право родителей одиночек, получать двойной налоговый вычет. После вступления такого родителя в  брак право на двойной вычет утрачивается через месяц. Одиноким родитель считается, если в свидетельство о рождении его ребенка в качестве родителя вписано только его имя. Сюда также относятся вдовы и вдовцы.

Данные нововведения также действуют в отношении  приемных родителей, опекунов, попечителей.

 

2.4 Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

 

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц предусмотрен ст. 225 НК РФ. Сумма налога при определении  налоговой базы исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных  по ставке 13% и иным ставкам. Общая  сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и  более округляются до полного  рубля.

Статьей 226 НК РФ определены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 214.1 НК РФ), доходов индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой (ст. 227 НК РФ), а также отдельных видов доходов по ст. 228 НК РФ, с зачетом ранее удержанных сумм налога, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную по соответствующей ставке (ст. 224 НК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Указанные российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации в Российской Федерации именуются налоговыми агентами13.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим  итогом с начала налогового периода  по итогам каждого месяца применительно  ко всем доходам, в отношении которых  применяется налоговая ставка 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно  к доходам, в отношении которых  применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом  отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны  удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика  начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых  денежных средств, выплачиваемых налоговым  агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Письмо Федеральной  налоговой службы от 26 октября 2005 г. № 04-2-03/156 «О порядке удержания налога на доходы физических лиц» в связи с обращением по вопросу удержания налога на доходы физических лиц представительством иностранной компании, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разъясняет следующее. Специального определения постоянного представительства для целей гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не предусмотрено. Упоминания об этом термине имеются в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» и гл. 30 «Налог на имущество организаций», однако предметной связи с налогообложением доходов физических лиц от работы по найму здесь нет. Аналогичная ситуация складывается и в отношении понятия «постоянного представительства», предусмотренного в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с другими странами. В этих соглашениях указанный термин применяется исключительно для целей налогообложения прибыли и движимого имущества иностранных организаций.

Однако в данном случае можно руководствоваться определением постоянного представительства, данным в п. 2 ст. 306 НК РФ и указывающим на связь с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации.

До вступления в силу положений гл. 25 НК РФ было принято  исходить из общего лексического значения тех или иных терминов и понятий. Постоянное представительство иностранного юридического лица рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного периода времени его структурное подразделение, занимающееся коммерческой деятельностью и осуществляющее представительские, маркетинговые, рекламные функции, а также сбор информации.

Информация о работе Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации